ПОСЛАНИЕ В НИКУДА

"К рубежам устойчивого развития" послал депутатов Госсобрания Башкирии Муртаза Рахимов


       Почти половина президентского послания под рубрикой "Сильная государственная власть и гражданское общество - гарантия поступательного развития республики" посвящена попыткам сохранения государственного суверенитета, 10-летие которого, с большой помпой, было отпраздновано властями в прошлом году. Хотя любимое словосочетание о суверенитете в тексте отсутствует, оно красной нитью проходит через все его содержание.
       В своем послании Президент упоминает великие победы и исторические свершения прошедшего века, такие как "славная весна 1945 года и выход в космос", ставя их в один ряд "с национальным самоопределением башкирского народа, становлением нашего родного Башкортостана как государства в составе Российской Федерации, небывалого развития в республике науки и культуры ее народов". Ну как тут не придти в изумление от "смелости" главного чиновника? Если, по его словам, "значительная часть населения пока живет за чертой бедности, снизилась мотивация к труду в сфере производства, сложный переломный этап переживает сельское хозяйство". Вот до такого абсурда, оказывается, можно дойти, когда политический экстремизм не знает границ. Чего в послании в избытке, так это откровенного передергивания фактов.
       Президент, мягко говоря, лукавит, когда говорит, что "мы поддержали инициативы федерального центра по наведению порядка в деле согласования республиканского законодательства с федеральным". Ведь уже достоверно известно, какие это были инициативы - жесткий прессинг Генеральной прокуратуры РФ, которая камня на камне не оставила от уже "измененной" конституции РБ. Президент лицемерит, когда говорит, что "в труднейшие годы коренных реформ..., при решении сложнейших вопросов государственно-правового статуса республики, ...налаживании отношений с центром, ... мы слышали авторитетный и ответственный голос депутатского корпуса (имеется в виду Госсобрание) - выражение общенародной воли". В действительности, мы слышим голос одного президента.
       Трудно поверить г-ну Рахимову, когда он говорит, каким ограниченным был Кабинет Министров в условиях административно-командной системы и каким он стал сегодня. Невооруженным глазом видно - каким он был, таким остался. Раньше он работал по указке обкома, нынче - президента, вот и вся разница.
       А как расценить его заявление о том, что "мы сознательно не форсировали введение выборности глав администраций районов и городов". Да, президент сознательно практикует назначаемость глав им самим, ибо это делает их послушными исполнителями, а не полномочными представителями народа, защищающими его интересы.
       Далек от правды он и тогда, когда говорит, что постепенно обретает свое лицо и судебная власть. На деле же она имеет в республике не одно, а два лица: одно для простых граждан, в отношении которых применяется закон, другое - для чиновников разных рангов, которые пользуются "телефонным правом". Известно, что все громкие политические дела, дела о коррупции во властных структурах, иски оппозиционных движений, объединений к органам власти, должностным лицам о нарушении прав и свобод граждан рассматриваются исключительно основываясь на таком отработанном подходе. Забавно звучит фраза и о том, что в республике возводится одно из лучших зданий Верховного Суда. Как будто это имеет какое-то отношение к торжеству правосудия в республике.
       Знакомство с экономическим и социальным блоками послания оставляет гнетущее впечатление.
       Эта часть, призванная быть стержнем всего документа, представляет собой лозунгово-декларативный перечень проблем и задач, которые по мнению авторов предстоит решить. Вот он, этот перечень (перечисляю по тексту): "мы должны принять меры, добиваться, нам предстоит, должны стать, необходимо (надо) добиться, предпринять, надо сделать, объединить, осуществить, продолжить, разработать, следует создать, оптимизировать, целесообразно продолжить, сосредоточить" и т.д., и т.п. Ни слова в Послании не сказано о том, как все-таки следовало бы подходить к решению всех этих "надо", "должно", "необходимо".
       Утверждается, что в республике выпускается более половины бутиловых и изобутиловых спиртов, половина кальцинированной соды, большая часть каустической соды, полиэтилена и т.д. Это, конечно, хорошо, только возникает вопрос - разве эта продукция создает основу экономики республики? Разумеется, нет, просто больше нечем хвалиться. Разве можно говорить о том, что изделия машиностроительного комплекса пользуются спросом и экспортируются во многие страны, когда отрасль вымирает: ее доля в промышленном потенциале республики упала за годы суверенитета вдвое.
       Высокий профессиональный потенциал башкирских нефтяников позволяет на уровне мировых компаний осваивать месторождения, оказывать инжиниринговые услуги и в зарубежных странах, говорится в послании. Тогда уместен вопрос: почему же республика сама этот потенциал не реализует на благо своей экономики? Почему добыча нефти упала за 10 последних лет с 22,9 млн. тонн в 1991 году до 11,7 млн.тонн в 2000?
       Вызывает недоумение и предложение об усилении взаимодействия Министерства труда и социальной защиты населения РБ с Департаментом федеральной государственной службы занятости для решения проблемы занятости населения. Не разумнее ли было ставить задачу о восстановлении, создании рабочих мест на предприятиях?
       Оказывается, для улучшения демографической ситуации в республике особенно хорошо надо готовиться к предстоящей Всероссийской переписи населения. В этих же целях президент призывает поддержать инициативу депутатов Законодательной Палаты о принятии закона по ограничению курения.
       А решению социальных проблем, оказывается, помогает "Год матери", "Год молодежи", награждение многодетных матерей медалью "Материнская слава" и создание Государственного комитета по делам молодежи.
       Выясняется, что денежные доходы населения увеличились на 9,7 процента, а реальная заработная плата - на 26,8 процента. Анализ показывает, что такой рост достигнут за счет повышения зарплаты чиновников госаппарата, численность которых за годы суверенитета возросла более чем в три раза. Итак, давайте посмотрим: средняя зарплата работников системы образования и здравоохранения составляет соответственно 844 и 842 рубля, в аппарате управления - 1881 рубль, в финансовой сфере - 3691 рубль. Нетрудно догадаться, за счет кого достигнут этот рост.        Раздел под названием "Приоритеты образования, науки и культуры" не содержит ни одной цифры, подтверждающей достоверность утверждений о том, что "усилия органов государственной власти в сфере образования всегда были направлены на ее опережающее развитие", "в нашей республике поддержка науки осуществляется на государственном уровне", "многое было сделано для того, чтобы республика стала одним из культурных центров страны". Не содержит, потому что ничего положительного в этих отраслях не происходит. Говоря об образовании президент должен был отметить, что число дошкольных образовательных учреждений в 1991 году было 2548, в 1999 - 2020, численность детей в них 257 и 141 тыс., число ПТУ - 156 и 121 , в них учащихся - 70 и 62 тыс., выпуск квалифицированных рабочих составил 46 и 37 тыс. соответственно. В 1991 году по специальности металлообработка готовили 5359 человек, в 1999 г. - 188, для швейного производства - 3593 и 1755, хлебопекарного и макаронного производства - 300 и 88 человек соответственно, для текстильной промышленности подготовка кадров вообще прекращена. Но президент об этом не сказал, потому что такие данные испортили бы всю картину.
       Наука в республике переживает тяжелейший упадок. Назову только одну цифру: в расчете на душу населения в РБ выделено на науку в 5 раз меньше, чем в среднем по РФ.
       И о состоянии культуры можно было бы в послании привести хотя бы следующие данные: число культурных учреждений было в 1991 году 2854, в 1999 г. - 2583, посещали театры - 1,1 и 0,8 млн. человек, тираж книг и брошюр составил 4,9 и 1,5 млн.экз., журналов - 9,1 и 1.8 млн.экз. соответственно. Президент эти цифры тоже не назвал, ибо они никак не усиливают послание.
       Хотелось бы отметить, что даже этот неудачный документ должен был содержать в себе конкретику реальных дел. Можно, конечно, возразить, что послание это не свод определенных действий, а основа, опираясь на которую необходимо разработать целевые программы. Это так, но я вынужден возразить моим оппонентам - какова основа, таково и ее продолжение. Она же, к сожалению, такова, что ни одно устойчивое здание на ней не построить.


Тимур Галиев.

Используются технологии uCoz