ЗАЧЕМ ПУТИН ЕЗДИЛ В УФУ



       Недавно с однодневным неофициальным визитом нашу республику посетил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Башкирские власти преподнесли это событие как отпущение их собственных грехов. Но так ли это на самом деле?
       Будем судить о поездке Владимира Путина не по местной, а по российской прессе. Как-никак этот визит был спланирован давно, и в Москве тщательно к нему готовились.
       Освещая это событие, крупнейшие федеральные информационные источники были едины во мнении. "Известия", "Независимая газета", "Общая газета", "Аргументы и факты", НТВ и РТР, "Страна.ru" отнеслись к поездке с иронией, отпуская острые критические замечания в адрес руководства республики.
       Пресса обратила внимание, что "в городе отремонтированы 280 тысяч квадратных метров дорог, уложено 50 тысяч тонн литого асфальтобетона, капитально отремонтированы городские улицы и дорога в аэропорт. Зеленхозы высадили больше тысячи деревьев и почти миллион цветов, засадив ими газоны на 4 гектарах и клумбы на 16-ти. За время субботников и санитарных пятниц в мае-июне на городскую свалку вывезено более 45 тысяч кубометров бытового мусора". Из этого журналисты заключили: "Путин может появиться на любой из площадок", поэтому обычно инертные местные власти "готовятся везде".
       По достоинству корреспонденты оценили и жесткие правила аккредитации, отметив, что "из 161 претендента оставили не более двух десятков, да и у тех заранее собрали паспортные данные, телефоны, сведения о стаже работы в СМИ".
       От всего этого Путин дипломатично дистанцировался. Причем президент удачно подобрал костюм, приехав в темной рубашке без галстука. Для культурно-ознакомительного визита в самый раз. Этим он как бы подчеркнул: обещал год назад на казанском сабантуе приехать - вот и приехал.
       Показательно, что Владимир Путин не встречался с представителями деловых и финансовых кругов республики. В самом деле, нельзя же приравнивать к совещаниям такого уровня общение с директором совхоза "Алексеевский".
       Не было обязательных для официального визита пресс-конференций. Путин не общался с народом. Ведь все прекрасно понимали, что массовка, которую местные власти подучили, что, как и когда нужно говорить - это от лукавого. Явный прокол в пропагандистской работе местных СМИ и то, что заранее подготовленные люди взахлеб расписывали, какой "простой" у нас Владимир Владимирович.
       Президент не запланировал и не провел ни одного совещания по проблемам региона, которые стали обычными во время выездов в российскую глубинку. В официально утвержденном графике поездки не нашлось места даже для общения с президентом Башкирии. Муртаза Рахимов беседовал с Владимиром Путиным, сопровождая его в поездке.
       Несмотря на такие выпуклые детали, башкирские власти и федеральные СМИ разошлись в оценках визита Президента страны в Башкирию. Первые мертвой хваткой вцепились в слова Владимира Путина, что Россия - "уникальное место на земле, где сосредоточены разные народности и культуры. Тысячи лет в России создавался этот сплав народов и развивался гармонично".
       Вокруг этого сходу была выстроена версия, что "в ходе своего пребывания на башкирской земле Президент России дал высокую оценку проводимой у нас работе. Особо была отмечена важная роль республики в развитии федеративных отношений и укреплении межнационального согласия и сотрудничества, в становлении новой демократической России".
       Но всех превзошел президент Башкирии. 10 июня он заявил, что Путин не хотел уезжать из республики. А, выступая на торжественном митинге 12 числа, поздравил всех собравшихся: "Для Республики Башкортостан этот праздник особенный... Отныне интересы регионов и центра обеспечиваются на основе договоров с четким и реальным разграничением полномочий".
       Между тем, в ходе визита Владимир Путин не делал никаких политических заявлений. Однако республиканские СМИ отнеслись к его словам очень вольно и выбросили из речи Президента целые куски. В федеральных телевизионных сюжетах он говорил, о том, что "для национального согласия одних только традиций добрососедства и дружбы недостаточно", что "люди больше доверяют своей культуре и языку, и это надо использовать, чтобы научить их понимать общечеловеческие ценности", о "необходимости строить межнациональные отношения на длительную историческую перспективу". При этом глава государства особо отметил, что для работы по гармонизации межнациональных отношений нужен высокий профессионализм - "указания и толчки здесь неуместны". В местных теленовостях все это загадочным образом исчезло.
       Между тем, такая позиция президента в корне меняет республиканскую трактовку его визита. Оказывается, Владимир Путин не столько благодарил местное руководство за проделанную работу, сколько предостерегал его от дальнейших неуклюжих шагов на поприще национальной политики. Ведь на встрече с участниками Ассамблеи народов Башкортостана выступали республиканские чиновники. От русских - председатель Госкомспорта РБ Владимир Самородов, от татар - ректор Башкирского государственного педагогического университета. Высокие занимаемые должности обязывали их лукавить перед Президентом России, говоря, что народам Башкирии живется хорошо исключительно благодаря поддержке местного руководства. Думается, Владимир Путин раскусил эти ухищрения. Во время встречи он и бровью не повел, слушая участников Ассамблеи, и выступил лишь в самом конце с общими замечаниями.
       Причем, его ответ на предложение возродить на центральных телеканалах передачи, посвященные национальным культурам, высказанное президентами Башкортостана и Татарстана, был четким и ясным. Владимир Путин "дал понять, что не считает перспективной идею нажима на государственные СМИ для того, чтобы заставлять их транслировать такие передачи".
       Зачем же Президент России все-таки посетил в башкирскую столицу? Ведь не дворовый футбол в исполнении мальчишек его интересовал. Тем более, что на важнейший матч между сборными России и Югославии и он не смог выкроить даже 40 минут.
       Как справедливо отметили "Известия", многое в этой поездке осталось за кадром - беседа с Талгатом Таджутдином об исламе и ваххаббизме и переговоры тет-а-тет с Муртазой Рахимовым и Минтимером Шаймиевым.
       Между тем у Президента России безусловно были поводы для серьезного и принципиального разговора. Вот уже год власти Башкирии топчутся на месте, а по существу саботируют процесс приведения своих законов в соответствие с федеральными. Тем самым мешая строительству правового государства, высшей ценностью которого должны стать права и свободы человека.
       Причем в этом откровенном саботаже активно участвуют башкирский президент, председатель Госсобрания и премьер-министр. Тот же спикер Курултая и начальник высшей юридической школы МВД генерал-майор внутренней службы Российской Федерации Константин Толкачев палец о палец не ударил, чтобы исполнить требования, содержащиеся в письме Президента России депутатам Госсобрания РБ в марте прошлого года, в двух определениях Конституционного Суда РФ, решении Генпрокуратуры РФ о приведении местного законодательства в соответствие с российским. Совершенно бездеятельной фигурой выглядит и главный федеральный инспектор по Башкирии Рустэм Хамитов. Он не сумел выполнить свои прямые обязанности и обеспечить исполнение республиканскими властями определений Конситуционного Суда и протестов Генпрокуратуры. Вызывает удивление и бездействие прокуратуры республики, самоустранившейся от выполнения своих прямых обязанностей - надзирать должным образом за исполнением законов.
       Чтобы итоги визита стали понятнее, проанализируем события накануне и после него.
       9 июня Президент России подписал Указ о переименовании Чувашской Республики - Чаваш в Чувашию. Это сделано с одной единственной целью - не коверкать русский язык. Мы же не говорим Суоми, Юнайтед Стэйтс и Дойтчлэнд. Показательно что, находясь с визитом в республике, Владимир Путин называл ее не Башкортостаном, а Башкирией.
       14 июня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки к закону "О милиции", согласно которым министры внутренних дел, начальники Главных управлений и Управлений внутренних дел субъектов РФ назначаются и освобождаются от должности указами Президента РФ по представлению министра внутренних дел без согласования с главами субъектов федерации.
       К тому же в Думе сейчас депутатами поднят вопрос о запрете использовать для наименования должности руководителя субъекта федерации слова "президент". Оно может использоваться лишь в качестве наименования главы независимого суверенного государства, каковым является лишь Российская Федерация в целом, а не отдельные ее субъекты. Мотивируется это решением Конституционного суда РФ, который признал неконституционным статьи конституций и уствов субъектов Федерации, содержащие положения о суверенитете.
       И, наконец, самое важное. По мнению председателя гражданского движения "Равноправие" Александра Аринина, для социально-экономического подъема России необходима интеграция в мировое сообщество. Недавняя встреча Владимира Путина с Джорджем Бушем наглядно показала благоприятные перспективы этого процесса. Для того, чтобы он был успешным и безболезненным, необходимо приводить федеральные и региональные законы в соответствие с мировой практикой, нормами международного права. В первую очередь речь идет о защите прав и свобод человека, которые невозможно реализовать без формирования единого конституционно-правового пространства. Только те страны имеют шансы на успех, которые раскрывают созидательный потенциал человека. Именно свобода выбора человеком жизненного пути и ответственность за него являются главной движущей силой развития общества и государства.
       Важно заметить, что реализация прав и свобод человека - это не только внутрироссийская потребность, но и внешняя необходимость, которая диктуется развитием России в условиях глобализации мира. В сущности, при всем разнообразии мир един в том, что подлинный прогресс осуществляется только там, где созданы общественные условия для раскрытия главного ресурса цивилизации - человека. Мир в настоящее время более взаимосвязан, чем в прежние времена. Поэтому Россия может стать равноправным партнером в мировом прогрессивном сообществе только тогда, когда будет страной свободных и ответственных личностей, когда будет демократическим и правовым государством с эффективными экономическими отношениями, высоким образовательным, культурным и духовным потенциалом гражданского общества.
       Совершенно очевидно, говорит А.Н.Аринин, что нынешние башкирские власти - тормоз в этом процессе. А это значит, что неизбежны скорые позитивные перемены в общественно-политической, экономической и духовно-культурной жизни республики.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz