ПРИГЛАШЕНИЕ К БАРЬЕРУ

Из практики создания башкирских гимназий


       С упорством достойным лучшего применения, республиканские власти и чиновники от народного образования, продолжают вести назойливую политику, навязывая в школах и гимназиях изучение башкирского языка. Возможно, кому-то захочется обвинить нас в голословности такого утверждения, но вот незадача - факты при этом не перестанут быть фактами. Скажем больше, на сей раз творцы педагогических реформ не ограничились полумерами, включив в программу обучения часы для освоения языка титульной национальности, а поставили перед собой достойную первопроходцев сверхзадачу. Речь в данном случае идет о создании принципиально нового учебного заведения. Словом, выполняется совсем несложный трюк: расформировывается средняя школа №90 Кировского района Уфы, а на ее базе появляется Башкирская гимназия с преподаванием общеобразовательных предметов на башкирском, естественно, языке. Об этом стало известно в середине учебного года, в январе. Каково? Кто после этого усомнится в неспособности лидеров образовательного процесса в республике к внедрению прогрессивных новаций?
       Сомневающихся, между тем, нашлось очень много. Учителя и родители детей, обучающихся в средней школе №90 усмотрели в решении о реорганизации серьезное нарушение своих конституционных прав и прав детей, которые гарантируются Конституцией Российской Федерации. Именно так они заявили в письме, адресованном Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском округе С.Кириенко, администрации Президента России, редакции газеты «Комсомольская правда», ГУНО г.Уфы и РУНО Кировского района. Его подписали 317 человек. Авторы письма уверены, что информация о добровольном решении и ходатайстве родителей учащихся об изменении статуса школы была сфальсифицирована и передана в Госсобрание РБ, РУНО и ГУНО Уфы.
       «Мы все против реорганизации школы в Башкирскую гимназию. Среди учащихся 11,8 процента башкир, причем их родители в большинстве своем не желают обучать своих детей в такой гимназии. Наша школа действует на основе Устава, выработанного в 1992 году совместным решением администрации, учительского коллектива, родительского комитета и попечительского совета. Собрания об изменении Устава не проводилось…»
       Все правильно, при нормальном, законном подходе к разрешению любой ситуации такие «мелочи», как соблюдение юридических основ, учет общественного мнения обойти не удается. В республике же в последние годы накоплен прямо противоположный опыт - о каких правилах вообще может идти речь, если прав только тот, кто ближе к власти? И власть принимает свое решение, несмотря на очевидные факты. В 1999 году в том же Кировском районе была открыта башкирская гимназия №144. Здесь, поднатужившись, смогли собрать по одному классу численностью 6-10 человек в каждой параллели. Другими словами, попросту не укомплектовались. Так зачем же создавать еще одно подобное заведение? Этим вопросом задаются авторы письма. Но им, похоже, до сих пор невдомек, что именно тот вопрос, который по существу и абсолютно логичен, скорее всего останется без ответа. Не могут же они добиться разъяснения - куда после расформирования школы девать учеников? Расталкивать по другим, которые и без того переполнены и насчитывают по восемь параллельных классов!
       Вот еще строки из письма: «Создание гимназии нарушает трудовые права учителей. Их национальный состав таков, что большинство представляют русские и татары. В школе только три преподавателя башкирской национальности. Открытие башкирской гимназии вынудит почти всех учителей оставить свои рабочие места, так как они не знают башкирский язык. В нашей школе, где обучается 89,2 процента татароязычных и русскоязычных детей, преподавание башкирского языка ведется наравне с русским. А в этом учебном году уроков башкирского языка в программе больше, чем русского».
       Вот интересно, как бы прокомментировали такие данные любители потолковать с высоких трибун о грамотной национальной политике? Ведь это им принадлежит авторство «мудрых» реорганизаций. Это с их подачи озвучивается «народными образователями» необходимость фактически насильственного обучения башкирскому языку. О добровольности его изучения говорилось много. Но только лишь говорилось. А тем временем, за околонаучными разговорами шла подготовка к самому настоящему произволу на педагогической ниве. Иначе как расценить ситуацию, сложившуюся в уфимской школе? О какой доброй воле можно говорить, читая коллективное письмо?
       Проводить политику в интересах людей всех национальностей республиканская власть не просто не смогла. Гораздо страшнее другое - она не желает. Поэтому ждать от ее представителей здравомыслящих решений - занятие бесполезное. Это учителя девяностой школы беспокоятся о будущем детей, своих воспитанников. Для тех же, кто взялся нами руководить, их будущее носит отвлеченный характер. И то правда, зачем им думать о том, что для них закончилось вчера?


А.ПЕРВУШИН.

Используются технологии uCoz