ИНСПЕКТОР НА ПОДХВАТЕ



       Скоро исполнится год, как в стране были образованы федеральные округа. За это время в ней кое-что изменилось. Слетел с должности Евгений Наздратенко со своей вороватой командой, очистили политическую сцену Александр Руцкой и Николай Кондратенко, закачалось кресло под Эдуардом Росселем, у которого сложились непростые отношения с руководством Уральского федерального округа. Страна избавляется от одиозных губернаторов, и жизнь в этих регионах постепенно налаживается, входит в нормальное русло.
       Во многом это происходит благодаря боевитым полпредам президента - таким, как Константин Пуликовский, Петр Латышев, Виктор Казанцев. Порой Владимиру Путину приходится даже сдерживать излишнее служебное рвение бывших генералов, чтобы те не натворили лишнего.
       А вот в Приволжском округе, судя по Башкирии, дела складываются по-иному. Что можно записать в актив Сергея Кириенко? Приведение местного законодательства в соответствие с федеральным? Да какая ж тут заслуга, когда, приняв у башкирских депутатов «сырую» конституцию, окружное начальство так оконфузилось. По итогам этой деятельности Кириенко с Рахимовым отпраздновали "общую победу". А всего через месяц Генпрокуратура России обнаружила 55 несоответствий в обновленной редакции местной конституции и внесла протест. Многие из тех, кто прежде всерьез рассчитывал в Башкирии на поддержку округа и ожидал серьезных кадровых перемен, сегодня разочарованы мягкотелостью и безалаберностью полпреда.
       Плохи дела и у подчиненного Сергея Кириенко - главного федеральный инспектора по Башкирии Рустэма Хамитова. Его бесконечные интервью СМИ ставят людей в тупик, вызывая у них недовольство и раздражение. Да и как на них реагировать иначе, когда свою "главную на сегодняшний день задачу" г-н Хамитов видит в "формировании положительного имиджа республики":
       - ...нужно снимать блокаду в головах чиновников... Приезжает, например, какой-нибудь московский гость в республику. Ему вроде бы все нравится: смотрит, восторгается, хвалит. Возвращается в Москву - моментально меняет свое мнение, причем частенько вопреки тому, что действительно видел.
       По словам Хамитова, он даже пробовал затащить в Уфу ведущую программы НТВ "Глас народа" Светлану Соркину, а та от приглашения отмахнулась. Федеральный инспектор находит такое отношение к республике несправедливым, проявляя при этом поразительную наивность или лукавство.
       Во-первых, кто ж станет ругать хозяина в его собственном доме? Во-вторых, отрицательное представление о республике сложилось не потому, что так захотели плохие журналисты в Москве, а благодаря авторитарному режиму Муртазы Рахимова. Перекрыв кислород общественным интересам, нынешнее руководство республики сделало слишком много для того, чтобы ее воспринимали в черном цвете. И пока эту власть не сменят достойные люди, Башкирии не отмыться. Поэтому, как мне кажется, не стоит тратить на положительный имидж республики время и силы, высокопарно объявляя его формирование главной для себя задачей.
       Другое дело, если Хамитов успел снюхаться с местной властью. Но тогда чем он лучше ее представителей и зачем вообще такому человеку доверили должность федерального инспектора? У нас своих нарушителей закона хватает.
       Впрочем, может быть, Рустэм Закиевич носится с положительным имиджем, чтобы самоутвердится в новом качестве. Месяца два назад на пресс-конференции в «Башинформе» Хамитов сетовал на то, что "некоторые должностные лица не торопятся идти на контакт с ним, чего-то выжидают". На том же мероприятии федеральный инспектор расшаркивался перед Муртазой Рахимовым и благодарил его за помощь "в вопросах размещения и обустройства своей службы". По нашим сведениям, башкирский президент не сделал для Хамитова ничего особенного - выделил помещение в курултае и одного помощника. Неужели федеральный инспектор рад любому знаку внимания со стороны местных властей? Тогда у нас творится что-то странное. Ведь скупые президентские жесты говорят не о любви к Хамитову, а о безразличии башкирского руководства к нуждам официальных лиц, представляющих Россию.
       Теперь о конкретных делах федерального инспектора. Его основное занятие сегодня - вопрос с паспортами, которых не имеют свыше 200 тысяч жителей республики. По мнению Хамитова, решение проблемы "затягивается потому, что по большому счету никакого активного "проталкивания" не ведется. Все время происходила лишь какая-то вялая имитация деятельности: вяло писали в Москву, вяло получали отписки, вяло реагировали."
       Вот тут г-н инспектор прав. Те, от кого зависело решение, тянули с ним до последнего или, того хуже, делали вид, что паспортной проблемы не существует.
       Однако не надо всех смешивать в кучу - и тех, кто заинтересован в получении паспорта, и тех, кто нет. Так, Общественное объединение "Русь" и Татарский общественный центр сделали все от них зависящее. Действительно председатели этих движений много раз писали в Москву и получали отписки. Но это была не "вялотекущая имитация деятельности", а единственная реальная попытка отстоять законные права граждан республики. Во многом эти действия подтолкнули центр к решению вопроса о выдаче паспортов.
       По Хамитову же получается, что он один, подобно былинному богатырю, сдвинул дело с мертвой точки. На месте инспектора я вообще молчал бы на эту тему. Поскольку у Хамитова на выдачу паспортов особый взгляд, который расходится с договоренностями России и Башкирии:
       - Лично я не вижу никакой трагедии, если вкладыш будет вшит в основной паспорт. А что касается записей на национальных языках, то, например, татарские имена лучше писать по-татарски, башкирские - по-башкирски, поскольку в этом случае не произойдет искажения национального имени, которое не несет определенной смысловой нагрузки.
       Я тоже не вижу никакой трагедии, если в моем паспорте не будет вкладыша. Тем более, в Положении об основном документе на этот счет ничего нет. В конце концов паспорт удостоверяет не существование суверенного государства Башкортостан, поставленного федеральным правом вне закона, а личность гражданина. И еще, кто бы объяснил, чем башкирские имена отличаются от татарских, когда и те, и те - тюркские? Разве что латинской графикой, на которую в Татарии перешли с начала этого года. Но тогда, если воспользоваться пожеланием Хамитова, имя заменит национальность. А это значит, что местные власти, как и прежде, будут спекулировать на количестве татар и башкир, проживающих в республике.
       Кроме паспортного вопроса, федеральный инспектор пытается курировать экономические проблемы. Здесь его взгляды не шибко отличаются от рахимовско-байдавлетовских воззрений:
       - Краеугольным камнем в отношениях между Москвой и Башкортостаном является различное понимание моделей экономического развития республики. Башкортостан обоснованно настаивает на своей модели, своеобразие которой состоит в государственном управлении экономикой.
       Однако, похоже, сам Хамитов понимает, на чем держится местное госрегулирование. Он считает, что "не стоит опасаться передела собственности, поскольку в республике силен и значим административный ресурс". По мнению федерального инспектора, прямое влияние президентской и исполнительной власти на экономические процессы перевесит законодательство.
       Не правда ли, любопытно? Человек поставлен на должность, чтобы добиваться соблюдения законности в республике. А он вместо этого хвалит местную командно-административную систему, называет ее "своеобразной моделью государственного управления экономикой" и заранее уверен, что правовые методы воздействия не помогут навести порядок.
       Вот и Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий" Хамитов оценивает высоко и считает, что это последнее, что "осталось у республик во взаимоотношениях с федеральным центром". По мнению инспектора, разрушить эти отношения - "означает превратить Россию если не в унитарное, то в достаточно централизованное государство".
       Среди оставшихся хлопот инспектора - назначение руководителей региональных подразделений федеральных органов и работа с гражданами. С Рустэмом Хамитовым были согласованы кандидатуры на должность начальников главного управления Минюста РФ по РБ, комитета по статистике, башкирского таможенного управления и службы социальной защиты. Однако никакой внятной информации о деловых качествах и способностях назначенных в СМИ не прозвучало. Не говоря уж о пользе, которую они смогут принести стране, занимая эти должности.
       Что касается оценки работы общественной приемной федерального инспектора, то местная печать забита подобными отчетами о деятельности местных органов власти. В них уже давно никто не верит. Люди живут своими хлопотами, отгородившись от башкирского руководства глухой стеной недоверия. Может статься, что такие же перспективы и у федерального инспектора. Первые, уверенные шаги назад, в сторону надоевшего суверенитета Рустэм Хамитов уже сделал.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz