КАК РОЖДАЮТСЯ ТАТАРСКИЕ ПРОБЛЕМЫ



       В конце прошлого года татарская общественность республики провела два крупных мероприятия - съезд Национально-культурной автономии татар РБ и пленум Татарского общественного центра. Несмотря на разосланные накануне приглашения, официальные СМИ проигнорировали оба события. Резолюции съезда и пленума были отправлены в администрацию президента, в Кабинет Министров и районные администрации. Один из принятых программных документов назывался "Критическое положение татар РБ в области языка, образования, культуры, печати и кадров". Это обращение к делегатам Ассамблеи народов республики, состоявшейся 22-23 декабря прошлого года. Мы хотели озвучить проблемы татарского народа на этом мероприятии и заранее предупредили власти о своих намерениях. Однако на Ассамблею нам пробиться не удалось, нас туда просто не пустили. Как известно, в ее работе участвовали сплошь благонадежные люди. И задача у них была только одна - делать вид, что в республике нет национальных проблем.
       Между тем, они есть. Их во многом искусственно создает республиканское руководство. Принимая обращение "Критическое положение татар РБ в области языка, образования, культуры, печати и кадров", Татарский общественный центр опирался исключительно на факты.
       В сохранении и развитии нации особую роль играет язык. В Законе о языках Республики Башкортостан государственными объявлены русский и башкирский. Хотя татары в республике составляют треть населения и занимают второе место по численности после русских, татарский язык лишен этого статуса. Такого грубого ущемления равноправия народов нет ни в одной из 21 республик России.
       То же самое происходит и в образовании. Возьмем, к примеру, подготовку воспитателей для дошкольных учреждений. В республике 13 педагогических училищ и колледжей, куда ежегодно принимают 2015 человек по 11 специальностям. Для татар ежегодно готовят 15 воспитателей - столько же для марийцев, чувашей и мордвы. В то же время на русских и башкирских отделениях учится по 165 человек. Если учесть соотношение башкир и татар в республике, получится, что татарских воспитателей выпускают в 25 раз меньше, чем башкирских.
       Подготовка учителей начальных классов для татар 90 человек, для русских - 255, башкир - 225. Учитывая соотношение населения, это в 5-6 раз меньше, чем для башкир. По таким специальностям, как "Иностранный язык", "Социальная педагогика", "Коррекционная педагогика" подготовка татарских кадров не ведется. В то же время в башкирских группах учится по 90 человек.
       В Уфе проживает примерно 400 тыс. татар. Несмотря на это, в двух педучилищах нет ни одного татарского отделения. В 1995-1996 г.г. активисты ТОЦ пробили в Министерстве образования специальность "Преподавание в начальных классах для татарских школ". Однако группу в 30 человек, о которой мы просили, уполовинили, разбив на две равные подгруппы - для татар и украинцев. Просуществовала эта специальность лишь два года.
       Всего же в республике, включая среднюю школу, готовят 1000 учителей для русских, 900 для башкир и 200 для татар. С учетом соотношения населения, татарских учителей выпускают в 10 раз меньше, чем башкирских. Следуя логике местного руководства, невольно напрашивается вывод, что грамота татарским детям нужна в десять раз меньше, чем башкирским.
       Другая острая проблема - учебники. Республика не выпускает их у себя, а закупает в Татарстане. Министерство обычно заказывает их в меньшем количестве от потребности, несвоевременно за них рассчитывается. Были случаи, когда вагоны с татарскими учебниками стояли неразгруженными несколько месяцев и их отправляли обратно в Казань.
       По данным депутата Госсовета Татарстана Валеева, в прошлом году в республике выпущено в 18 раз меньше учебников, чем в 1993. Хватит ли этого татарским детям, живущим в Башкирии? К тому же с нынешнего года Татарстан перешел на латинскую графику, и все учебники на родном языке придется переделывать. Представляете, какие дополнительные сложности появятся. Захотят ли в местном Министерстве образования расхлебывать эту кашу или найдут простой выход, как это было уже не раз? Может статься, что наверху уже просчитывают вариант замены татарского языка башкирским. Благо, учителей и учебников для этого в избытке.
       Так, в педучилищах Нефтекамска, Белебея и Туймазов (это северо-западные и западные, преимущественно татарские районы Башкирии) активно готовят учителей башкирского языка для начальных классов.
       В 18 из 44 школ Краснокамского района изучают башкирский язык. Причем в самом районе нет ни одной башкироязычной деревни. Всего же в 1999-2000 учебном году башкирский язык изучали 99500 небашкирских детей. Из них примерно половина татары.
       По данным ГУНО, в этом учебном году в Уфе 19,1 процента татарских детей изучают родной язык как предмет 3 часа в неделю. Сведения по башкирским детям на этот год не предоставили, объяснив, что "не положено". Предположительно таких учащихся сегодня 90 процентов, тогда как три года назад по официальным данным было 83.
       Из 70 имеющихся в республике гимназий 43 башкирские, в них обучается около 15% детей, в оставшихся 27 учится 85% школьников других национальностей. Из этих 27 гимназий только 2 татарские. Одна в Орджоникидзевском районе Уфы ютится в маленьком неприспособленном здании, без актового и физкультурного залов, столовой и раздевалки, другая - в Белебее. В то же время во всех районах Уфы есть башкирские гимназии с идеальными условиями.
       Дискриминация в области языка и образования дает всходы. Из года в год обучение татар на родном языке сокращается. В 1992-1993 годах оно составляло 13,4 процента, в 1999-2000-ом - 10,6 процента. Для башкирского языка эта цифра 35 и 39,7 процентов соответственно, то есть происходит постепенный рост. Разница между 10,6% и 39,7% показывает, что в прошлом учебном году обучение на башкирском языке в четыре раза превосходило обучение на татарском.


Айрат ГИНИЯТУЛЛИН,
председатель Татарского общественного центра РБ.
Используются технологии uCoz