УШАТ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ



       9 декабря 2000 года заместитель Генерального прокурора по Приволжскому федеральному округу Александр Звягинцев опротестовал принятую за месяц до этого обновленную редакцию башкирской конституции. Местные власти сделали из этого факта тайну, не ознакомив общественность с содержанием протеста.
       Похоже, такая вольная форма работы с предложениями центра вошла у республиканского руководства в привычку. К примеру, в прошлом году не были опубликованы два таких важных документа, как письмо Владимира Путина спикеру Госсобрания Константину Толкачеву и Определение Конституционного Суда РФ по запросу депутатов Госдумы о проверке соответствия российской Конституции отдельных положений основных законов шести республик, в том числе Башкирии.
       При этом наши высокопоставленные чиновники не скупятся на негативные оценки и скоропалительные выводы в адрес России и федеральных органов. Не объяснив толком, как положено у нормальных людей, о чем идет речь. Сегодня это практикуют многие должностные лица, включая президента республики.
       Вот, в частности, взгляд Муртазы Рахимова на новую редакцию башкирской конституции и законотворческую деятельность курултая по ее принятию (разумеется, с оценкой работы федеральных ведомств):
       - Наша точка зрения по этому вопросу, судя по письму Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Государственному Собранию Республики Башкортостан, совпадает с позицией руководства страны. Мы считаем, что мерилом соответствия федеральному законодательству конституций республик в составе Российской Федерации должна быть Конституция страны, а не текущие федеральные законы. Если допустить иное, нам каждый день надо будет переписывать наш Основной Закон.
       Кстати, по поводу письма Владимира Путина. Судя по отрывкам, опубликованным в свое время в "Российской газете", в документе говорится: "Согласование республиканского и федерального законодательства должно осуществляться на основе всех правовых актов, характеризующих взаимоотношения Российской Федерации и Республики Башкортостан, главным из которых является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. Полагаю, что первым шагом на пути решения этой проблемы может быть приведение в соответствие с федеральным законодательством тех положений Конституции Республики Башкортостан, которые не подкреплены положениями названного Договора".
       Улавливаете разницу между требованиями Путина и результатами работы депутатов Госсобрания? Судя по тексту, российский президент просил о согласовании местного законодательства с федеральным на основе всех правовых актов. При этом об устранении нарушений в соответствии с Договором от 3 августа 1994г. он пишет лишь как о первом шаге, экстренном и необходимом.
       Однако башкирский президент и его парламент не поняли Владимира Путина, а, вероятнее всего, не захотели. Они решили, что «первый шаг» - единственный и последний и включили в новую редакцию башкирской конституции отдельным разделом текст Договора. И это несмотря на Определение Конституционного Суда РФ, который 27 июня указал башкирским депутатам направление работы, растолковав, какие положения в местной конституции не действуют. К тому же у парламентариев из курултая была под носом Конституция РФ, во втором разделе которой сказано, что при несоответствии ее нормам положений федеративных договоров действуют положения Основного Закона России. Однако такая богатая информация к размышлению поставила местные власти в тупик. Они сохранили в новой редакции своей конституции все закавыки и устроили раньше времени праздник в честь «общей с Кириенко победы».
       Практически весь декабрь башкирские правоведы вроде Константина Толкачева и Ильдуса Адигамова мельтешили в программах башкирского телевидения и надоедали зрителям рассказами о собственной компетентности. Неизвестно, до чего договорились бы эти добры-молодцы, если б не протест Генпрокуратуры, вылившей на них ушат холодной воды.
       Шутки кончились, и осрамившиеся штрафники, как водится, стали огрызаться. И разумеется, опять не пояснили, в чем претензии федерального центра. Эти провалы в памяти возникли у башкирского руководства по понятным причинам. Оно и без того опростоволосилось. А при таком раскладе чиновники обычно ищут крайнего и находят.
       Один из разработчиков местной конституции, депутат Законодательной палаты Госсобрания РБ Зуфар Еникеев сделал это довольно быстро, обвинив во всем Александра Звягинцева, который завизировал протест:
       - Генпрокуратура РФ занялась не своим делом. Ее дело - заниматься борьбой с преступностью, а не политикой. Хотя такой ход с ее стороны мы предвидели, учитывая явно прослеживающуюся тенденцию к воссозданию унитарного государства. Генпрокуратура фактически пытается добиться текстуального совпадения федеральной Конституции и Конституции РБ, как это было в сталинские и брежневские времена.
       А вот тут дудки. В действиях Генпрокуратуры нет никакой политической подоплеки. Башкирские власти проигнорировали просьбы Владимира Путина, Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня и к тому же нарушили федеральные законы. А Прокуратура, как известно, обязана следить за их соблюдением. Стало быть, она совершенно обоснованно провела юридическую экспертизу и внесла протест на отдельные положения башкирской конституции.
       Поскольку наши власти так и не обнародовали этот документ, и вряд ли это сделают, мы готовы перечислить нарушения в башкирском основном законе, которые, по заключению Генпрокуратуры, противоречат российской конституции, федеральным законам, подлежат отмене и приведению в соответствие с федеральным законодательством. Это положения о:
       - суверенитете республики (Преамбула, а также часть 1, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 82, ч. 2 ст. 85, пункт 1, ч. 1 ст. 86, ст. 143 Конституции РБ)
       - единственном источнике государственной власти - многонациональном народе республики (ч. 1 ст. З)
       - высшей юридической силе и верховенстве на всей территории республики Конституции РБ (ст. 15 и ч. 1 ст.123)
       - верховенстве на всей территории республики законов республики, принятых по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан (ч. 6 ст. 1 и ч. 2 ст. 117)
       - урегулировании противоречий между законом республики, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, и федеральным законом в соответствии с Законом Республики Башкортостан (ч. 4 ст. 117)
       - гражданстве Республики Башкортостан (ст. 4 и п. 19 ст. 86) и понятии "гражданин Республики Башкортостан", содержащемся в ст.ст. 24, 25, 36, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 67, 68, 106, 111, 112, 126). А также ч. 2 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 40, ч. 2 ст. 43, ч. 1 ст. 44, ч. 1 ст. 46, ст.ст. 67, 68, ч. 2 ст. 73, ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 106, ст.ст. 111, 112 Конституции Республики Башкортостан, которые регулируют права и обязанности граждан в соответствии с гражданством Республики Башкортостан.
       - вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики, являющимися достоянием ее многонационального народа и находящимися в собственности Республики Башкортостан, которые регулируются законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами государственной власти (ч. 3 ст. 10)
       - праве на осуществление международной деятельности, полномочия Госсобрания РБ по ратификации и денонсации международных договоров, по определению совместно с Президентом РБ внешней политики, проведение внешней политики Кабинетом Министров РБ, а также право Президента РБ в области международных отношений (ч. 1 и 3 ст. 16, п.п. 3, 21 ч. 1 ст. 79, ч. 3 ст. 82, п. 17, 18 ст. 86, ч. 1 ст. 94)
       - правилах призыва на военную службу и ее несения военнослужащими, которые определяются федеральным законом и законом Республики Башкортостан (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 68)
       - праве предоставления убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан (ст. 26, п. 19 ст. 86)
       - нормах по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права (применение смертной казни, обыска, помилование граждан Президентом РБ и т.д.) (ч. 2 ст. 27, ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 58, ст.ст. 59-61, п. 20 ст. 86)
       - правовом статусе языков, который определяется законом Республики Башкортостан (ч. 2 ст. 37)
       - порядке приема на государственную службу, ее прохождения, классификации должностей и специальных званий, освобождения от должности, а также другие вопросы государственной службы, которые регулируются законодательством Республики Башкортостан (ч. 2 ст. 39)
       - праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом Республики Башкортостан способов их разрешения (ч. 5 ст. 46)
       - возможности принятия закона Республики Башкортостан, устанавливающего основания и порядок введения чрезвычайного положения (ч. 2 ст. 69)
       - праве Президента республики издания указов о чрезвычайном положении (п. 16 ст. 86), которые подлежат утверждению Государственным Собранием республики (п. 23 ч. 1 ст. 79)
       - порядке формирования Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, согласно которому в ее состав входят по два представителя от каждого района (района в городе) и города республики, не имеющего районного деления (ч. 1 ст. 73)
       - порядке лишения неприкосновенности членов Палаты представителей и депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания РБ по представлению прокурора Республики Башкортостан соответствующей Палатой (ч. 2 ст. 75)
       - полномочиях Государственного Собрания Республики Башкортостан при решении вопросов финансового, кредитного и таможенного регулирования (п. 6 ч. 1 ст. 79)
       - принципах, организации и гарантиях местного самоуправления, которые устанавливаются законом республики (ст. 102)
       - праве Госсобрания Республики Башкортостан осуществлять законодательное регулирование отношений собственности (п. 8 ч. 1 ст. 79)
       - наличии в системе исполнительной власти республики двух должностных лиц - Президента и Премьер-министра Республики Башкортостан (п. 10 ч. 1 ст. 79, п. 5, 8 ст. 86, ст.ст. 90, 92, 93)
       - владении государственными языками республики в качестве условия приобретения пассивного избирательного права на выборах Президента РБ, а также продолжительности пребывания одного и того же лица в должности Президента Республики Башкортостан в соответствии с законом о Президенте РБ (ст. 83)
       - полномочиях Президента РБ опротестовывать самостоятельно или по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан действия на территории Республики Башкортостан актов государственных органов РФ, принятых по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочий Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан (п. 9 ст. 86)
       - полномочиях Президента РБ назначать Председателя национального банка РБ (п. 11 ст. 86)
       - правовом статусе национального банка РБ, который определен федеральным законом и законом Республики Башкортостан (ч. 2 ст. 142)
       - праве Президента РБ назначать членов центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан (п. 23 ст. 86)
       - отношениях Кабинета Министров Республики Башкортостан с другими органами государственной власти Республики Башкортостан, органами государственной власти РФ в соответствии с законом о Кабинете Министров Республики Башкортостан (ст. 98)
       - отказе в праве законодательной инициативы представительным органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 118)
       - полномочиях Конституционного Суда Республики Башкортостан рассматривать дела о конституционности договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности, договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами РФ (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 123)
       - праве Госсобрания республики установливать порядок организации и деятельности органов судебной власти и избрания председателей судебных коллегий Верховного Суда РБ (п. п. 7, 16 ст. 79)
       - праве Президента РБ представлять Госсобранию Республики Башкортостан кандидатуры для избрания председателей судебных коллегий Верховного Суда РБ (п. 10 ст. 86)
       - полномочиях, организации и порядке деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан (ч. 2 ст. 133)
       ***
       По смыслу преамбулы, статей 3,4,5,15 (часть 1), 65 (часть 1, 66 и 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным. (Из Протеста Генеральной Прокуратуры РФ на отдельные нормы Конституции РБ, 09.12.2000г.)


Расул Гильманов.

Используются технологии uCoz