ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАСИЗМ. ИЛИ ЧЬЯ-ТО ГЛУПОСТЬ?



       Любопытный материал появился в начале сентября в газете "Звезда Поволжья", издающейся в Казани. Да и название у статьи интригующее "Методика III рейха, или обыкновенный фашизм в Башкирии".
       Авторы адвокат Н.Сафин и поэтесса Нурикамал приехали на сабантуй в родной Янаульский район Башкирии. Раньше эта территория входила в состав Мензелинского уезда Татарии и, естественно, что издревле на этих местах вели оседлый образ жизни татары, а также марийцы и удмурты.
       Как поясняют авторы, давным-давно многие татарские деревни, не выдерживая непосильного высокого налога, всем населением записывались в башкиры, для которых в России был введен льготный налог. Само собой, люди при этом от своей национальной принадлежности не отказывались, а продолжали учиться, творить, общаться на родном татарском языке. Тем более, что новая российская Конституция не делает никакой разницы между гражданами по национальному признаку.
       Что же встретили Сафин и Нурикамал в родной деревне? А встретили они антропологическую экспедицию, в которой принимали участие Башпедуниверситет, Центр этнологических исследований, Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН и другие. В сельском клубе бурно шел забор крови для исследований на ДНК, измерение черепных коробок, глазных щелей, ноздрей, ушных раковин, челюстей, снимали отпечатки пальцев и ладоней. Обмеру подверглись более 100 человек.
       Народ поражался столь масштабному эксперименту, каждый чувствовал себя подопытным кроликом. Ясно, что никто не хотел добровольно в этом участвовать и их за это не расстреливали, а настоятельно уговаривали. Куда ж податься бедному крестьянину.
       К этому авторы статьи добавляют, что в селе Новоартаул, месте жительства татарского народного писателя Нурихана Фаттаха, татарскую школу перевели на башкирский язык обучения. Видимо, по результатам антропологических исследований.
       На запрос Н.Сафина и Ш.Тазетдинова в районную прокуратуру ответил главный врач Янаульского района М.Ахунов. Он сообщил, что экспедиция работала по направлению Управления делами Кабинета Министров РБ. Имеется официальное письмо главе администрации г.Янаула и Янаульского района. Исследования проводились в соответствии с планами Уфимского научного центра РАН и Академии наук РБ.
       Известно, что у башкирских ученых много "интересных" идей, особенно в области народонаселения, кого считать "коренным", а кого пришлым. Видимо, проводимые эксперименты им нужны, чтобы, так сказать, отделить зерна от плевел. Но стоит ли правительству поддерживать сумасбродные идеи, тем более, если они затрагивают национальные чувства? Или правительству нужны псевдонаучные изыскания для продолжения не менее сумасбродной национальной политики?


В.НИКОЛАЕВ.



НЕ МНОГО ЛИ СОВПАДЕНИЙ, ЧТОБЫ НАЗВАТЬ ИХ СЛУЧАЙНОСТЬЮ?



       Так совпало, что с назначением на должность главы администрации Кугарчинского района М.Казаргулова начались кадровые "зачистки". В основном они почему-то коснулись русских. Отстранены от должности первый заместитель главы администрации А.Иванов, заместитель председателя райсовета В.Васильев, уволены без предоставления работы заслуженные работники сельского хозяйства - директора Исимовского и Октябрьского совхозов В.Бражников, Н.Скороваров, ведущий педиатр П.Каращук, отличники потребкооперации: председатель правления Кугарчинского райпо Н.Сементеева, директор пищекомбината В.Первушин. Идет преследование главного врача ГСЭН А.Милицова, управляющего Сбербанком З.Трофимовой, председателя Земельной комиссии Е.Анищенко, директора лесопункта В.Милицова. Снят с работы председатель районного общества охотников и рыболовов Е.Иванов. Кто следующий?


З.ХАСАНОВ,
заведующий Красноярской начальной школы.



ПОМЕНЬШЕ ФАЛЬШИ, ПОБОЛЬШЕ ПРАВДЫ



       Уважаемая редакция! Я всегда с интересом читаю газету "Отечество". Жаль конечно, что она выходит редко и малым форматом. Понятно, что у вас большие трудности с изданием и распространением в условиях "демократии суверенного Башкортостана". Хотелось бы, чтобы ваша газета выходила чаще, большим тиражом и освещала более широкий круг проблем.
       Хотелось бы выразить свое мнение по некоторым вопросам. В частности, о "суверенитете" РБ. Любой здравомыслящий человек понимает, что не может быть государства внутри государства, которое к тому же пытается жить по своим, особым, отличным от законов РФ законам. Это должно быть исправлено, и все граждане РФ должны жить по одинаковым законам в любом районе Российской Федерации.
       Воистину много фарса и показухи, когда речь заходит о "дружной семье народов РБ". Как величайшую милость иногда позволяют показать по телевизору выступления народных творческих коллективов русских, татар, чувашей, украинцев и др., иногда по башкирскому радио и телевидению можно услышать не башкирскую речь. Идет массированное наступление на татарский народ, его практически не признают как нацию в РБ, а просто обзывают "татароязычным населением". Иногда выступает по телевидению татарин на башкирском языке, и его просто жалко слушать - как он коверкает свой родной язык. Очевидно, при очередной переписи населения будет предпринята очередная попытка записать как можно больше татар башкирами, как в былые времена, когда целые татарские районы вдруг превращались в башкирские.
       Сочиняются разные небылицы о происхождении башкир, об их древней культуре и обычаях, которые не выдерживают никакой критики, потому что не имеют исторической основы. Даже русские авторы вынуждены искать исторические факты. Так в очерке о возникновении Нижегородки написано, что до революции этот район г.Уфы населяли русские, башкиры, татары. В советские же времена я читал в прессе, что до революции по переписи в Уфе проживало сколько-то русских, татар (цифр не помню) и два башкира (легко запомнить). Видимо, один из них и "проживал" в Нижегородке.


Ф.ХУСНУТДИНОВ.



НЕ КЛЮНЬТЕ НА КРЮЧОК



       Регулярно читаю и передаю другим газету "Отечество". Меня очень интересуют публикации по национальному вопросу. И все сильнее убеждаюсь в том, что в Башкортостане идет "башкиризация" населения и особенно это заметно, если рассмотреть кадровый вопрос. Делается это путем навязывания и давления сверху. Властям хорошо известно, что истинных башкир в республике мало, вот они и стараются татар сделать башкирами. Возьмем западные районы республики, которые в основном заселены татарами. Но им вдалбливают, что они когда-то были башкирами. Неправда все это! В Туймазинском, Буздякском, Шаранском, Бакалинском, Илишевском, Дюртюлинском, Благоварском и других районах и в помине нет тех, кто бы говорил по-башкирски.
       Все же, считаю надо обратить внимание на следующее. Предстоит очередная перепись населения. Тех, кому будет поручена эта работа, наверняка проинструктируют, чтобы татар записывать башкирами. Некоторые могут "клюнуть" на этот крючок.
       Такие попытки были предприняты еще на прошлой переписи населения. Действительно, некоторые поддались. Но большинство отказалось.
       Вот один пример. К моей жене, а я был на работе - зашла молодая женщина и начала заполнять графы переписного листа. Когда подошла к вопросу о национальности, то предложила записать членов нашей семьи башкирами. Моя супруга строго запротестовала: глава семьи является потомком казанских "тептяр", а мои предки переселились из среды касимовских татар.
       На вопрос почему переписчица так старается записать нас башкирами, она ответила, что им так велели сверху. На этом дело не кончилось. Переписчица просит мою жену записать ее башкиркой, но снова получила отказ. Вот такие дела происходили еще во время прошлой переписи. На носу очередная, и те, кому это будет поручено, будут стараться в полную силу, чтобы татар сделать башкирами. Административные методы не помогут привить интерес к языку. К успеху не приведет также обучение татар, русских и других в школах на башкирском языке.
       Язык - средство общения, взаимопонимания и обмена мнениями в обществе. Люди овладевают им, выбирая нужный язык по своему разумению. Все нации в республике должны быть равноправными.


В.НИГМАТУЛЛИН,
Буздякский район.

Используются технологии uCoz