РОССИЙСКИЙ ПАСПОРТ:ЯГОДКИ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТСЯ?



       Как известно, в мае между федеральными и местными властями была наконец-то достигнута договоренность о выдаче паспортов нового образца. Для этого понадобилось четыре года. Все это время около 300 тысяч граждан жило по временным удостоверениям, испытывая массу неудобств. Ни фамилию сменить, ни в вуз поступить, ни счет в банке открыть за пределами республики было невозможно. Сейчас паспорта выдают без особого ажиотажа. Казалось, жить бы да радоваться. Но, похоже, в истории с российскими паспортами назревает новый драматичный поворот.
       Как оказалось, башкирские власти по-прежнему учитывают национальность своих подданных. Во всех паспортных столах развешаны образцы правильно оформленных бланков (форма №1П). Заполнив этот документ, граждане сдают его вместе с фотографиями на оформление паспорта. В четвертой графе бланка нужно указать "пол". Однако на всех образцах для заполнения шариковой ручкой туда вписана "национальность". Таким образом, людей сознательно вводят в заблуждение и требуют указать в новом паспорте то, чего нет и не будет. Зачем? Для чего?
       По словам полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко и начальника его юридической службы Сергея Новикова, гражданин вправе сам выбрать форму паспорта - с вкладышем или без. Так называемый вкладыш - жест доброй воли. Федеральный центр посчитал, что желающие могут получить российский паспорт с четырьмя дополнительными страничками, на которых имеется герб республики, графы для заполнения на башкирском языке имени владельца, места и даты рождения, сведений об органе, выдавшем документ, а также перевод извлечений из Положения о паспорте на башкирский. Между тем, в республике восприняли этот московский шаг на встречу не как щедрый подарок, а как лицензию на безнаказанность и произвол.
       В паспортных столах гражданам попросту отказывают в праве получения нормального документа без вкладыша. Как только разговор заходит об этом, на лицах работников службы появляется кислая мина и находятся железные доводы: "Идите отсюда. Не морочьте голову и не мешайте работать. Вас много, а я один". Видимо, начальников паспортных столов хорошенько проконсультировали, какие паспорта давать в первую, а какие в последнюю очередь. Вот они и перестраховались.
       Между тем, после получения паспорта граждане сами для себя решают, как поступить с насильственно выданным местным вкладышем. Подчас с этим аппендицитом к российскому паспорту обходятся довольно круто. Как житель Башкирии я могу понять эти чувства.
       В "Российской газете" (№143 от 28 июля 2001г.) была опубликована заметка "Башкирская печать забыла двуглавого орла". Автор пишет о том, что абитуриенты из нашей республики пошли по новому кругу испытаний. Получив паспорт с вкладышем, выпускница Белебеевского медучилища Наталья Долгова поехала поступать в Пермскую государственную медицинскую академию. Однако приемная комиссия не приняла у нее документы как не соответствующие государственному образцу. Как оказалось, Госсобрание республики не ввело гербовую печать с символикой Российской Федерации. Оно протянуло с этим решением, и аппарату полпреда пришлось проводить специальные проверки. В итоге выяснилось, что количество отказов абитуриентам в приеме документов из-за отсутствия на них гербовой российской печати уже в этом, 2001 году исчисляется сотнями.
       "Российская газета" назвала это "игрой неудовлетворенных политических амбиций". И действительно, с уважаемым изданием не поспоришь. Все неувязки вокруг паспортного вопроса происходили и продолжаются из-за упрямства башкирских властей, которые не уважают российские законы и не считаются с правами граждан.
       Сановные башкортостанцы находят себе для этого любые, порой самые дикие оправдания. Чего только не наговорили о российских властях в местной прессе после упомянутой газетной публикации. И про унитарное государство, и про то, что у нерусских отнимают право выразить свою самобытность, и про невежество федеральных чиновников, ни черта не смыслящих в вопросах федерализма, и про "исторический" выбор гражданами Башкортостана своих паспортов, и даже про дискриминацию жителей республики за ее пределами. Особенно крепко досталось сподвижнику Кириенко Сергею Новикову за призыв к гражданам "заваливать исками и жалобами суды и аппарат полпреда, если им не выдают по какой-то причине паспорт желаемого формата".
       Вот и верь после этого праведному гневу Муртазы Рахимова, что в Башкирии нет никаких сепаратистов и националистов. Да были они, есть и будут, пока федеральный центр не укрепит своих позиций в республике.
       Незначительные сдвиги в этом наметились. Похоже, встал на путь исправления главный федеральный инспектор Рустэм Хамитов. Он поучаствовал в решении паспортного вопроса и вслед за окружным начальством дал кое-какие дельные советы, как получить документ без вкладыша. Кроме того, Хамитов обратил внимание на однобокую кадровую политику, которая из года в год ведется в республике. Согласитесь, такие заявления - уже кое-что.
       В то же время федеральный инспектор последователен не до конца. В его выступлениях в прессе хватает и самолюбования, и желания всем понравиться, и опрометчивых высказываний, особенно на деликатную тему межнациональных отношений. В частности, в интервью газете "Новые люди" федеральный инспектор присоветовал лидерам татарских национальных движений "встать на защиту башкирских языка и культуры". Думается, если б Хамитов представлял всю сложность этого вопроса и следил за выступлениями лидеров национальных движений внимательнее, он поостерегся бы распахивать интернациональную душу.
       Впрочем, у федерального инспектора еще есть время, чтобы найти себя и проявить. Было бы желание - остальное приложится. Ту же выдачу паспортов можно курировать тщательнее. Чтобы хоть граждане почувствовали, что есть чиновник высокого ранга, представляющий федеральную власть. И эта власть пришла в сепаратный регион всерьез и надолго.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz