ТЯНУТ РЕЗИНУ И ВАЛЯЮТ ДУРАКА

Башкирские власти - Конституционный Суд РФ. Кто кого?


       Вот уже больше года башкирские власти игнорируют Определение Конституционного Суда (КС) Российской Федерации, выказывая явное неуважение к высшему судебному органу страны. История эта тянется так долго, что многие наши читатели, наверное, уже подзабыли в чем суть дела.
       27 июня 2000г. Конституционный Суд РФ определил, что многие положения башкирской конституции противоречат федеральной и не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами. В Определении были признаны недействующими нормы о государственном суверенитете республики, самостоятельной внутренней и внешней политике, договорных отношениях с Российской Федерацией и прочие завоевания башкирского руководства.
       Этот документ взбесил суверенных деятелей настолько, что они наотрез отказались публиковать его в местных средствах массовой информации, хотя по закону были обязаны сделать это в установленные сроки. Нужно было что-то срочно менять, и башкирские власти решились подправить свою конституцию. В ноябре появился ее новый "продвинутый" вариант, в котором противоречий с Основным Законом России оказалось еще больше. После этого в дело вмешалась Генеральная Прокуратура РФ. 28 декабря 2000г. она внесла протест, насчитав в новом варианте башкирской конституции почти 60 нарушений. Местные руководители отреагировали на этот документ также бурно, как и на Определение КС РФ - поогрызались, покривлялись, однако никаких изменений не внесли.
       В апреле нынешнего года вправлять мозги башкирским властям взялся уже полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Видимо, даже у такого, в общем-то, беззаботного чиновника нервы не выдержали. Как раз в это время у него испортились отношения с Муртазой Рахимовым. И полпред обратился в Конституционный Суд РФ с ходатайством об официальном разъяснении Определения от 27 июня 2000г. В частности его интересовало, по каким законам нарушителей можно привлечь к ответственности.
       По мнению наших экспертов, полпред допустил грубую ошибку. Он не должен был втягивать Конституционный Суд РФ, сказавший свое слово, в этот ненужный спор с сепаратистами. У Кириенко и так было достаточно оснований, чтобы привести их в чувство. В прошлогоднем Определении КС от 27 июня и Федеральном Законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" четко прописано, как нужно действовать.
       Но судя по всему, полпред был настроен несерьезно. Вот что он заявил по поводу своего ходатайства в интервью "Ведомостям":
       - Вы знаете, что я был автором запроса в Конституционный Суд на предмет того, как рассматривать эту же ситуацию по местным законодательным органам. Вот, допустим, решение Верховного суда есть, а местный парламент не приводит местную норму в соответствие. Получили комментарий Конституционного Суда, что президент и здесь имеет право предупредить законодательный орган, а потом распустить его. Я убежден, что и это никогда не потребуется на территории Приволжского федерального округа. Но понимание того, что это в принципе возможно, многое ставит на свои места.
       Понятно, что с таким безалаберным отношением Россию в единое целое не собрать. При попустительстве Кириенко словопрения вокруг суверенитета вошли в новую фазу.
       В июле в Конституционный Суд РФ обратились президент Башкирии и Госсобрание.
       Как следует из ходатайства Муртазы Рахимова, он "испытывает затруднения в понимании и толковании терминов, используемых в Определении для описания тех норм Конституции Республики Башкортостан, на которые должны быть распространены ранее принятые решения Конституционного Суда Российской Федерации".
       Для натуральности президент Башкирии даже развел руками перед журналистами:        - "Я подумал, что, может быть, мы, башкиры, просто не все понимаем. Обратился к филологам, прочитал "Толковый словарь живого великорусского языка" В.Даля, результат тот же: в отличие от прежних, ясных и недвусмысленных решений КС, в этом определении много понятий, требующих дополнительного разъяснения".
       Наравне с Муртазой Рахимовым в собственном невежестве и незнании русского языка расписались и депутаты башкирского Курултая. Они обнаружили "неопределенность в понимании ряда положений, закрепленных в статьях Конституции РФ", что "препятствует практической реализации решений Конституционного Суда РФ".
       Оба запроса пестрят ссылками на толковые словари, энциклопедии, юридические справочники и даже французских мыслителей 18 века и изложены чрезвычайно заумно. Однако расчет за этой внешней сложностью очень простой. Вот вы там в Конституционном Суде РФ растолкуйте и докажите, почему "черное зовется черным, а белое - белым". А если не можете, так и не вам судить о нашем суверенитете.
       Дело в том, что у этой абракадабры очень содержательные и выразительные комментарии. Вот лишь два фрагмента:
       "В последнее время в федеральном центре проявляются тревожные тенденции, направленные на сворачивание федерализма... Самыми тревожными признаками, свидетельствующими о возрождении моды на унитарный стиль мышления, являются некоторые решения Конституционного Суда Российской Федерации., в которых субъектам подчас отказывается в праве на самостоятельность..."
       "Ясно, что это - ошибка. Но захочет ли Конституционный Суд Российской Федерации признать и устранить собственный огрех?"
       Сплавив эту муру в Конституционный Суд РФ, на пресс-конференции в "Башинформе" Константин Толкачев пообещал, что в Москве дело рассмотрят в августе-сентябре, когда судьи вернутся из отпуска. Спикер Курултая вообще очень уверенный в себе человек: он обожает давать прогнозы и инструктировать российскую столицу когда, что и как нужно делать. Одни наказы депутатов Госсобрания коллегам по федеральному парламенту чего стоят. При этом Толкачев неустанно подсчитывает, сколько тысяч ценных предложений башкирских депутатов было выброшено в Москве в мусорную корзину.
       Естественно, как и в случае с Госдумой, ответа из Конституционного Суда не последовало. Тогда башкирские власти решили опубликовать ходатайство Муртазы Рахимова и запрос Курултая в одностороннем порядке. Показательно, что эти филькины грамоты были напечатаны только в сентябре. При этом ни само Определение Конституционного Суда РФ, ни ходатайство Сергея Кириенко не только не увидели свет в башкирской печати, но даже и не были озвучены.
       Очевидно, местные власти просто соскучились по новым победам над федеральным центром. Не дождавшись ответа из Конституционного Суда РФ в августе-сентябре, как того хотел Толкачев, они сами себе устроили праздник. Дескать, в Москве люди ленивые и глупые, они даже и возразить ничего не могут.
       В Башкирии же все это время кипела работа. Чем же занимались и занимаются участники этой мыльной оперы в Уфе?
       Муртаза Рахимов бил себя в "Интерфаксе" кулаком в грудь, утверждая, что договоры между центром и регионами, особенно "специфичные", отменить нельзя. По словам президента, "Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РБ" является бессрочным" и "стал, по сути, идеологией нашей жизни".
       Башкирский президент возмущался тем, что "вместо решения экономических проблем, ряд политиков с утра до вечера занимаются изыскательскими работами на тему "соответствует - не соответствует" одна запятая другой, один закон другому".
       "Действующий договор о разграничении полномочий с центром никому не мешает и ничему не противоречит", - подытожил Муртаза Рахимов.
       Толкачев на пару с Адигамовым начитывали лекции в Академии госслужбы и управления про строительство гражданского общества и подлинный (скорее, подленький - авт.) федерализм. Каждый в отдельности также купался в лучах местной славы. Толкачев корпел над формулой башкортостанского счастья, которую он торжественно обнародовал на недавнем семинаре глав администрации. Ассистировал ему в этом премьер-министр Рафаэль Байдавлетов. Оба перед телекамерами живо припоминали, как прежде их и президента Башкирии заваливали жалобами. Теперь же засыпают одними благодарностями. И тут же был сделан оптимистический вывод - значит, народ успокоился, стал жить лучше.
       Кроме этого спикер Курултая грезил выбиться в юридические академики. Ради такого дела башкирское телевидение несколько раз крутануло сюжет про Уфимский юридический институт МВД, которым руководит высококвалифицированный вожак Госсобрания в генеральских погонах.
       Вообще-то такая любовь к эффектам и популярности наводит на мысли о душевном здоровье спикера. Ведь это уже второй приступ мании величия у его превосходительства. Судя по заявлениям, которые Толкачев делал перед башкирскими журналистами раньше, он сам себя произвел в башкирские отцы российского федерализма. Записался добровольцем и на меньшее не согласен.
       Председатель башкирского конституционного суда Ильдус Адигамов также все это время хлопотал о родном Башкортостане. Видимо, он сросся с судейской мантией настолько, что не представляет ни себя, ни свою новую работу без нотаций о договорных отношениях. Даже заговаривается теперь он как-то искренне, тщательно отбирая угрозы в адрес федерального центра:
       - "Договор с Россией - тонкая ткань, разрушение которой ставит под сомнение конституционный порядок в России. Вы знаете, что первый договор должен был быть подписан между Россией и Чеченской Республикой. Но в силу определенных причин подписан не был. И сейчас мы стали свидетелями последствий. О расторжении договоров все чаще говорят люди, которые недавно вошли во власть и не представляют всех юридических и политических последствий отсутствия договорной практики отношений с центром".
       Вот эти самые люди, по мнению Адигамова, и представляют настоящую опасность для России. Это их надо остановить, пока не поздно.
       Если суммировать эту бурную деятельность, получится, что башкирское руководство времени даром не теряло. В августе-сентябре местные власти дружно и повсеместно внедряли Закон "О языках народов РБ". Вполне возможно, что благодаря этому нормативному акту, к следующей стычке с Конституционным Судом РФ у них появятся новые козыри. Не исключено, к тому времени В.Даль и Ш.Монтескье башкирским руководителям уже больше не понадобятся, и они потребуют перевода Определения КС РФ на башкирский язык.
       В общем, тема эта не закрыта, и точка в ней не будет поставлена до тех пор, пока федеральный центр не прижмет их, как следует, и не обяжет выполнять и соблюдать законы.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz