БЛЕСК И НИЩЕТА БАШКИРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО



       Премьерой прекрасного спектакля "Любовь и ненависть" начал свой 82-й сезон Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. Театр прочно завоевывает любовь у зрителей. Ранее яркий актерский талант Х. Утяшева, Г. Алтыншина, С. Буранбаевой, З. Вахитова, И. Газетдиновой, Г. Маликовой, Р. Набиуллина, М. Саяргулова, Э. Юнысовой раскрылся в постановках таких спектаклей, как "Страна Айгуль", "Сорок свечей твоих надежд", "Завидуй, Америка, завидуй!", "Давайте познакомимся", "Аферисты", "Акъял батыр". Радовали зрителей прекрасными песнями артисты Н. Ирсаева, С. Хакимова, А. Бахтиева, А. Гафаров, Г. Фахриева, кураист-виртуоз С. Байзигитов. Большое будущее на сцене у молодых актеров А. Амирова, И. Баимова, А. Зиганшина, Х. Муртазина, Г. Рафиковой.
       Нет ни малейшего сомнения, что сегодняшний коллектив театра способен воплотить любые творческие замыслы и проекты. Об этом говорит и успешный дебют наших артистов Алтыншина, Буранбаевой, Маликовой, Юмагулова, Юнысовой в телесериале "Дочь луны", который прошел на Башкирском телевидении в сентябре.
       Однако при том, что артисты трудятся без сна и отдыха, в работе театральной администрации много изъянов. Плохо поставлена реклама спектаклей. Даже накануне и во время показа телесериала "Дочь луны" - в театре не было ни афиш, ни поздравлений актеров с дебютом. По этой же причине прекрасные спектакли проходят при полупустых залах, как это было при постановке "Акъял батыра" - настоящего подарка детям к Новому Году.
       Наблюдая за работой актера во время бесконечных репетиций, невольно восхищаешься его титаническим трудом, терпением и выдержкой. От мастерства труппы зависит успех, престиж театра и зрительские симпатии.
       Нет слов, и внешне красив наш театр, и интерьером богат. Зрительный зал, фойе, кабинеты четырех директоров и трех замов генерального директора, равно как и две большие комнаты № 307 и 345 обставлены в стиле французского абсолютизма. Причем в этой роскоши купаются не столько зарубежные гости и высокое начальство, сколько администрация и чиновники от башкирского Министерства культуры. Они неделями не вылезают оттуда.
       Куда хуже работается мастерам сцены. В закутках, в насмешку названных кабинетами, одновременно может находится по трое, а то и пятеро актеров. Там не поставишь ни дивана, ни кресел для отдыха после выступлений. Лучшие условия обещаны после ввода в строй второй очереди. В других театрах - ТЮЗе и "Нуре" та же картина.
       В театре есть буфет с полноценным варочным цехом, но он обслуживает лишь важных гостей, в основном бизнесменов. Актеры и техперсонал там почти не бывают, поскольку, имея зарплату в пределах одной тысячи рублей, не в состоянии заплатить по ресторанной цене.
       В главном репетиционном зале нет ни мебели, ни телевизора, ни радио, ни телефона. Не созданы условия и для костюмеров, декораторов, бутафоров и других сценических специалистов. Они постоянно работают в маленьких комнатках при искусственном освещении. Столяры целых два года вкалывали в неотапливаемом помещении. Работая с красящими материалами, декораторы и бутафоры не получают ни молока, ни доплат.
       От сырости в подвалах в период между отопительными сезонами в помещениях первого этажа, особенно на сцене, очень холодно. В этих ледниковых условиях год назад в театре состоялся очередной съезд башкирских женщин. Многие делегатки схватили простуду. То ли к счастью, то ли к огорчению на том съезде не было основных руководителей города и республики. Жаль, они упустили верный шанс побыть в шкуре актеров, декораторов и монтировщиков, которые работают в таких условиях постоянно.
       После дежурств на сцене я несколько раз переболел пневмонией и бронхитом. Недавно даже обмолвился об этом местному министру культуры, когда тот совершал обход, и получил в ответ: "Я тоже болен".
       Из-за влажности в театре часто замыкает электропроводка. 13 октября почти весь день не горел свет. Причем из нескольких пожаров, приключившихся в нашем театре и в театре юного зрителя, не сделано никаких выводов. Элементарные правила пожарной безопасности не соблюдаются. Даже в зрительном зале курят напропалую.
       Такое отношение со стороны администрации уже стало визитной карточкой театра. Особенно достается техническому персоналу и работающим пенсионерам, которых просто не считают за людей.
       Например, в июне и июле этого года, без всяких объяснений и оснований нам на 150-200 рублей была урезана зарплата. Когда мой товарищ спросил, почему это сделано, его выбранили как мальчишку. От обиды он уволился. А ведь до пенсии этот человек руководил цехом огромного завода и был представлен к правительственной награде - ордену "Трудовой славы III-й степени".
       А вот другой случай. Недавно одному нашему товарищу, сотруднику службы безопасности, стукнуло 60 лет. Администрация и профком театра умудрились не заметить этого. После юбилея прошла неделя. Не вытерпев несправедливости, мы попробовали объясниться и услышали в ответ: "Ну и что! Он же не ветеран театра. Всего три года у нас работает". Впрочем, через неделю у профкома и администрации "проснулась" совесть. Юбиляра пригласили в кассу и сунули ему 400 рублей. Правда, ни поздравлений, ни добрых пожеланий он так и не дождался. Только праздник человеку испортили.
       Глядя на все это, мы уже не удивляемся, что в театре не празднуют всемирный день пожилых людей. Одно смущает. Кому нужен такой храм искусства, где вместо "разумного, доброго, вечного" обижают заслуженных пожилых людей?
       Зачем вообще было так спешить со сдачей первой очереди? Это породило массу бытовых проблем и неурядиц сегодня. Как оказалось, у театра худая кровля. Вода течет прямо по стенам, разрушая штукатурку и подвергая коррозии металлические конструкции. Весной образовавшейся на крыше наледью повреждены водосточные трубы и окна нижних этажей. Целое лето и по сей день идет капремонт кровли здания, сданного всего два года назад.
       Все прекрасно знают, что в строительство театра вложены бешенные деньги. Выходит, они выброшены на ветер. Актеры едва-едва сводят концы с концами, пенсионеры бедствуют. Когда, наконец, у нас научатся экономить средства и тратить их по назначению? Материально помогать актерам, поддерживать ветеранов культуры, в том числе и бывших театральных работников так, чтобы они не чувствовали себя брошенными и никому не нужными?
       Думается, высокий статус нашего театра - государственного и академического - прежде всего обязывает к этому. А уж мы постараемся и сделаем все, чтобы порадовать зрителей блестящими спектаклями, яркой актерской игрой, великолепными песнями, вежливым обслуживанием, порядком, чистотой и безопасностью.


Ислыбай КАРАНАЕВ,
сотрудник службы безопасности,
майор ПВ в отставке.

Используются технологии uCoz