СЕПАРАТИСТЫ ПРИТИХЛИ, НО ЕЩЕ ШЕВЕЛЯТЬСЯ


       За последний месяц в политической и национальной жизни республики не стряслось ничего интересного. Энтузиазм башкирских властей как-то заметно поиссяк после буйного празднования 11-ой годовщины суверенитета, вместе с тем поубавилось и фантазий на тему политической самостоятельности. В ноябре-декабре республиканские средства массовой информации как-то дружно переключились на экономическую мифологию и заговорили о самодостаточности Башкирии, способности себя прокормить, благодаря мудрости и прозорливости местного руководства. В свое время эти разговорчики в дружном строю "нерушимых, республик свободных" сыграли весомую роль в распаде Советского Союза. Помните, как в свое время националисты в Казахстане уверяли народ, что Россия вывозит оттуда все мясо, на Украине не досчитывались хлеба, сала и угля, в Прибалтике тряслись над бытовой радиоэлектроникой и шпротами. Примерно тем же занимаются сейчас башкирские власти через свои СМИ, обвиняя во всех трудностях федеральный центр, который якобы перекрыл суверенитетчикам кислород.
       Это упоминание о Советском Союзе - непростая случайность. Недавно исполнилось десять лет со дня подписания беловежских соглашений, когда огромная страна перестала существовать. По этому поводу "Российская газета" опубликовала специальное приложение "Союз. Беларусь - Россия", в котором поместила отрывки стенограммы заседания Подготовительного комитета по доработке нового Союзного договора от 17 июня 1991г.
       "Многие увидели распад страны не в декабре и даже не в августе. Уже тогда республиканские лидеры начали понимать вкус власти, не подотчетной ни Союзному парламенту, ни Политбюро ЦК КПСС", - делает выводы уважаемое издание. В июньском заседании 91-ого года участвовал и председатель Верховного Совета БАССР Муртаза Рахимов. О том, как он тогда шантажировал центр и канючил не предусмотренные для Башкирии законом полномочия, сохранились записи стенограммы:
       "М.Г. РАХИМОВ. Михаил Сергеевич, Борис Николаевич! Я вот об этой ситуации что хочу сказать. Завтра мы этот вопрос (речь идет о самостоятельности республики - авт.) поставим, сессия начинается. У нас после этих выборов идет волна - отделиться от России.
       Б.Н. ЕЛЬЦИН. А у нас Конституцией запрещено.
       М.Г. РАХИМОВ. Есть воля народа, так ведь? Поэтому, ну, как же?
       Б.Н. ЕЛЬЦИН. Конституция - это воля народа.
       М.Г. РАХИМОВ. Вы же так не поступаете у себя в России? Конституция Союза тоже есть, тем не менее вы же игнорируете Конституцию.
       Б.Н. ЕЛЬЦИН. Давайте пересмотрим Конституцию тогда.
       М.Г. РАХИМОВ. Я хочу сказать, Борис Николаевич, не надо упрощать обстановку у нас. Он все время ориентируется на депутатов России, которые есть в Башкирии. Они интересы Башкирии не представляют. Интересы Башкирии выражает депутатский корпус Башкирии, поэтому не надо на них ориентироваться. Вот завтра я приеду, что я скажу? У нас статус еще снизился? Завтра волна начнется. У нас то, что вы у нас обещали. Мы по этому пути идем. Мы не уходим от России, мы... И вы обещали двум-трем республикам, по-видимому, отдельной строкой подписывать. Поэтому, давайте (соглашайтесь) на такое компромиссное решение...
       Б.Н. ЕЛЬЦИН. Нет, этого я нигде не обещал.
       М.Г. РАХИМОВ. Ну, как, я, пожалуйста, прокручу. У нас все записи...
       М.Г. РАХИМОВ. В общем, Михаил Сергеевич, все выхолощено, для нас ничего не осталось. Почему? Вы на поводу союзных республик идете. Вы нас вообще не признаете. Абсолютно. Все в их руках.
       М.С. ГОРБАЧЕВ. Рахимов, я тебя вызову на дуэль!
       М.Г. РАХИМОВ. А?
       М.С. ГОРБАЧЕВ. Я тебя вызову на дуэль.
       М.Г. РАХИМОВ. Я не хочу, у нас нет дуэлей...
       М.С. ГОРБАЧЕВ. Боишься?"
       Дуэли между первым и последним президентом СССР и председателем Верховного Совета БАССР не получилось. Впрочем, если бы Россия не была страной загадок, нонсенсов и парадоксов, известно, кто вышел бы из этой схватки Печориным, а кто трупом Грушницкого. Но исторический казус рассудил Горбачева и Рахимова иначе.
       Будущий башкирский президент сполна добился того, чего хотел и завел суверенизацией республику в тупик. "Волна", которой он так впечатляюще пугал центр в 1991 году, по-прежнему, убедительный козырь в его руках, и за десять лет угроза распада страны сохранилась. Только теперь речь идет о России.
       Почти силой отбитый у центра суверенитет, видимо, настолько захватил башкирских политических деятелей, что республиканская круговерть до сих пор рисуется в их воображении жизнью большого государства. Они все еще обустраивают свою виртуальную самостийность.


ОБРЕЧЕННЫЙ НА "ПОБЕДУ"

       Переселившиеся в город из глухих башкирских аулов нынешние руководители, так и неадаптировавшиеся к современной жизни, терзают народ своими комплексами, страхами и фобиями.
       Недавно в республиканских СМИ я с любопытством прочел такое известие: "Калининский район стал первым из районов города Уфы обладателем герба района, связанного с его историческим развитием в 1952-2001 годах. Главным элементом герба Калининского района стала открытая высоко поднятая рука в золотой рукавице, символизирующая трудолюбие и подвиг человека труда, его мастерство".
       "В Зауралье могут найти нефть", "Теастан встречает столетие чайной отрасли в дожде признаний и наград", "Сельское хозяйство России в этом году, возможно, встанет с колен" (при этом само собой подразумевается, что башкирский АПК - всадник на золотом коне) - этими миражами сверху до низу забиты страницы газет "самой читающей республики в России".
       Президент подписывает указы о "Праздновании нового 2002 года". Устраиваются бесконечные конкурсы и смотры типа состязания "За социальное благополучие", которые и в советское время-то не вызывали ничего, кроме презрительных улыбок. В республике отмечают столетие башкирского кино и уфимского водопровода. Если и дальше так пойдет, то мы не застрахованы от юбилеев очистных коллекторов Салавата, Кумертау, Белебея.
       Пока республикой правит Рахимов, суверенный Башкортостан обречен на вечную борьбу за первое место с остальной Россией, которая, по мнению местных властей, всегда должна быть побежденной. Основная масса радио- и телепрограмм и газетных публикаций посвящены бессмысленному состязанию Моськи со слоном. Даже акценты в этих программах расставлены особенно. Недавно в республике то ли праздновали, то ли скорбели по поводу всемирного дня борьбы с ВИЧ-инфекций. В одной из радиопрограмм всплыл страшный факт: в Кумертау в два раза больше больных, чем в среднем по России. Так ведущая взвилась: "Как же так? Это наше суверенное завоевание, или мы от соседних регионов заразились?".
       Все силы башкирской науки брошены на то, чтобы нарыть высокую историческую значимость для науки и древность республики. Некоторые "исследователи" рвут на себе рубашку, лишь бы согнуть свое и во что бы то ни стало доказать, что предки людей произошли из Башкирии. Чарльз Дарвин позавидовал бы такой прыти.
       Есть у властей и такое любимое, почти социалистическое занятие, как братская помощь башкирским диаспорам из российских областей. Их заваливают литературой, календарями и аудиокассетами, открывают национальные классы и группы, проводят съезды башкирских женщин, рассчитывая таким образом повысить их роль в общественной и семейной жизни и возрождении забытых народных традиций. При этом местные власти старательно отмазываются от проблем других народов, проживающих в республике, особенно татарского. Им уготована роль младшего братца в дружной семье многонационального Башкортостана.
       Утомительно слушать и о делегациях, проникающих в республику в основном из Турции, и о поездках башкирских руководителей за рубеж. За одиннадцать лет простые люди не ощутили от этого никакого проку. Разве что построенные банки глаза мозолят. Зато шума-то вокруг этих контактов сколько, шума. Туймазы братается с Тайванем, по республиканским редакциям и издательствам покровительственно расхаживают бойцы идеологического фронта из коммунистического Китая, Толкачев вместе с Жириновским оказывает моральную поддержку Саддаму Хусейну (ничего себе артистическая труппа! - авт.). Не даром наш край слывет гостеприимным и даже солнечным (так у башкирского президента на сайте написано - авт.). В бананово-лимонном Башкортостане гастролеров уважают.
       Видимо, у администрации президента и кабинета министров к торжественной встрече дорогих гостей всегда наготове стандартный набор полезных вещичек - праздничный национальный плащ башкир - зилян и лисья шапка - малахай. В такой наряд пытались и пытаются облачить всех высокопоставленных российских чиновников, включая Путина и Кириенко. Последним обладателем этого убранства стал министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев.
       Правда, не всем гостям выказывают такое уважение и постоянство. О визитах некоторых персон проскакивают совсем куцые сообщения. К примеру, в последнее время башкирские власти обошли вниманием посещение республики председателем Центробанка Виктором Геращенко и заместителем полпреда в Приволжском федеральном округе Валентином Степанковым. Из программы визита Немцова, как впрочем и из летней поездки Путина, вымарывались целые эпизоды. А то, что осталось, на скорую руку монтировалось и шло в эфир и печать.
       Естественно, при таком отношении к делу уши торчат отовсюду. После этого от властей очень трудно добиться внятных объяснений что, да почему.
       Например, почему жилье в Башкирии в два раза дороже, чем в Казани (у нас 10,2-10,7 тыс. рублей за кв. метр, у них 6,6-7,5 тыс. рублей), а в идеале цена вообще должна быть 4600 рублей. У нас списывают все трудности на перекупщиков, как будто у соседей их нет.
       Или отчего на глазах у "крепкого хозяйственника" Муртазы Рахимова его драгоценный многонациональный народ спивается? Объемы продажи алкоголя растут не по дням, а по часам и составляют в обороте розничной торговли 10,9%, причем львиная доля приходится на крепкие спиртные напитки. Это, не считая самогона, денатуратов, суррогатов и прочих "тормозных жидкостей", которые с утра до вечера глушат неимущие жители.
       Почему в стабильном и динамично развивающемся Башкортостане среднедушевой доход ниже, чем в Самаре, Перми, Екатеринбурге, Челябинске и Казани. А цены на основные продукты питания и жилищно-коммунальные услуги такие же.
       Если Башкирия - чунга-чанга посреди обнищавшей России, в чем нас уверяют постоянно, то почему жить на этом чудо-острове так нелегко и так непросто?
       И наконец, что происходит с выравниванием республиканского и федерального законодательства? В 2000 году прокуратура РБ опротестовала 130 местных нормативных актов - все они были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. В 2001 опротестовано 119 таких документов, однако исправлено лишь 49. Причем, по данным Главного управления юстиции РФ по РБ, в последнее время в республике приняты уже новые законы, постановления и распоряжения, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству. Всего же на 4 декабря Основному Закону России и федеральному законодательству не соответствуют 184 закона и 179 постановлений Кабинета Министров РБ. Это примерно 71,8% всех нормативно-правовых актов республики.


ЛИВЕНЬ НАГРАД И ПРИЗНАНИЙ

       Впрочем, все эти тупиковые для башкирского руководства вопросы не мешают ему почивать на лаврах и нежиться в лучах славы. Только за последний месяц Муртаза Рахимов отхватил четыре награды - получил ежегодную премию "Бизнес-Олимп" за вклад профессионалов от власти и бизнеса в социальную и экономическую жизнь страны и стал лауреатом конкурса журнала "Карьера 2001". Не погнушался президент и "мелочевкой" - почетным знаком "За содействие МВД России" и званием "заслуженного работника сельского хозяйства России". По сведениям регионального приложения к "Аргументам и фактам", башкирский президент - кавалер четырех советско-российских орденов - "Знак почета", "Трудового Красного Знамени", "Дружбы народов", "За заслуги перед Отечеством II степени" и одного республиканского - "За заслуги перед Республикой Башкортостан". На его счету также две почетные грамоты Президиума Верховного Совета БАССР и Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и звание лауреата Национальной премии им. Петра Великого.
       И только одна деталь настораживает в наградном списке Муртазы Рахимова - счет своим наградам он открыл в 40 лет, пополнив в 1974 году ряды "заслуженных рационализаторов РСФСР". Выходит, и в правду каждая кухарка может управлять нашим государством, широко подставляя грудь, руки и карман для орденов, медалей, грамот и премий.
       Четыре ноябрьских награды и серия заказных публикаций в российской прессе, из которых выделяются две - в "Огоньке" и нижегородском выпуске "Века", заметно ловлияли на популярность его президентского величества.
       Видимо, на оптимистических началах этих материалов сайт "Regions.ru" смастерил и выдал Муртазе Рахимову непомерно высокий рейтинг, а Башкирское телевидение тут же раструбило об этом факте, как Лев Толстой, который не мог молчать. Впрочем, этого местным телепридворным показалось мало, и они в течение десяти дней взяли два "эксклюзивных" интервью у местного президента. Этот эксклюзив просто убил своим качеством: в течение десятиминутной беседы господину Рахимову были заданы всего два вопроса, очевидно, первые, пришедшие на ум, и беседа превратилась в заунывный монолог человека, плохо изъяснявшегося по-русски. Все это время камера шарила по его кабинету, подолгу показывая то фотоснимки Муртазы Рахимова с Владимиром Путиным, то сильно сбившийся на правую сторону вишневый галстук, который никак не подходил к костюму песочного цвета. Междометья ведущей, которые прерывали "эксклюзив", и ее восторженное ежеминутное заглядыванье в рот собеседнику я в расчет не беру. У башкирского телевидения принято с аппетитом поедать высокопоставленную персону глазами.
       Другое издание - "Московский комсомолец в Уфе" также опубликовал результаты ноябрьского рейтинга влиятельности политиков, подготовленного Центром исследования общественного мнения "Глас народа", сопроводив его комментариями башкирских специалистов. Рейтинг, слов нет, хороший. По Москве Рахимов занял 90-е место, то есть там он практически никому не известен и не нужен, по столицам республик - 15-ое, примерно столько же в России республик. А вот комментарии специалистов к рейтингу приложены безобразные. От неожиданности и растерянности они городили, что попало.
       Невразумительные пояснения дал резвый хлопец из агентства региональных материалов и информации (Aromi), обвинивший во всем предвзятое Садовое кольцо. После его бодрой в защиту Рахимова публикации в "Огоньке" коротенькие мысли по поводу рейтинга как-то не вяжутся с общим представлением об авторе как о защитнике башкирской власти. Неужели "Огонек" так здорово пособил своему провинциальному коллеге, полностью переделав за него статью?
       Повеселили и сентенции спеца-политолога из Башкирской академии госслужбы и управления. Он заявил, что "наш Президент человек не публичный и не любит светиться в СМИ". Это после ливня хлынувших на Муртазу Рахимова наград и обильного "пиара" в федеральный прессе.


КТО ПОМОЖЕТ РАХИМОВУ?

       Да последний месяц Рахимов только и делал, что "повышал престиж" республики, работая за десятерых, - имена Толкачева, Байдавлетова и Нугуманова почти не мелькали в СМИ. Немногие помогали Муртазе Рахимову в этом неблагодарном и заведомо проигрышном деле. В их числе неожиданно оказался вице-премьер Николай Сигаков - единственный русский из девяти замов Байдавлетова.
       В последнее время распространено мнение, что в азиатских республиках СНГ царствуют представители титульной национальности, но при каждом таком политике или хозяйственнике есть рабочая лошадка из числа русских замов, которая тянет на себе ворох основных проблем и забот. Если эта формула верна и для Башкирии, то при Байдавлетове такой человек Николай Сигаков. При Рахимове, возможно, Толкачев, хотя, положа руку на сердце, скажем, он халтурит, подводит своего друга и президента несуразными высказываниями. Возможно, поэтому о нем не слышно уже целый месяц.
       Нашлось место на трибуне и для башкирского экс-премьера, пробившегося на самый верх из недр Благовещенской птицефабрики, а теперь депутата Госдумы РФ Рима Бакиева, о котором жители Башкирии благополучно забыли с момента избрания в российский парламент. Косноязычный Бакиев отчитывался о работе фракции ОВР в Госдуме и обозначил перспективы слияния двух мощных депутатско-чиновничьих группировок "Единства" и "Отечества". Страшно далекие от народа и мрачные для простых людей перспективы.
       Видимо, у башкирского президента действительно короткая скамейка запасных и помогать ему некому. Несмотря на это, Муртаза Рахимов, похоже, затеял "репрессии". Он отправил в запас двух партийных деятелей из "Единства" - Исмагила Габитова и Салавата Кусимова. В новой партии "Союзе "Единства" и "Отечества" ("ЕдиОт") они не смогли занять место под солнцем, оказавшись на задворках. Вполне возможно, что это унижение их только подзадорит.
       По некоторым сведениям, число недовольных в ближнем круге Муртазы Рахимова растет. В пользу этого говорит и 10-процентное уплотнение президентского аппарата и башкирского правительства, случившееся на днях. Похоже, президент вынужден избавляться от потенциальных фрондеров и бузотеров, чтобы неожиданно не получить удар в спину.
       Вот только поможет ли ему это? Завидное упорство, с которым Муртаза Рахимов отстаивает завоевания суверенитета, потеряв осторожность и утратив реализм, становится опасным для его сподвижников, которые хотят удержаться в седле как можно дольше.
       Чистка в правительственных кабинетах, сорвавшаяся, но, возможно, отложенная попытка сменить премьера, передел полномочий в "ЕдиОте" и нежелание Рахимова смягчить общественно-политический климат в республике могут спровоцировать "дворцовый переворот". Его сегодняшняя отрешенность - самое больное для суверенных чиновников место. Усидит ли Рахимов в своем кресле?


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz