АЛЕКСАНДР АРИНИН: "Равноправие" за свободу и ответственность граждан




      Мы сообщали в предыдущем номере газеты, что лидеры гражданского движения "Равноправие" обжаловали в Верховном суде республики незаконные действия и решения башкирского парламента и добиваются досрочного прекращения его полномочий. Недавно в Верховный суд республики поступила еще одна жалоба, подписанная Александром Арининым, Маратом Миргазямовым, Анатолием Дубовским и Айратом Гиниятуллиным. В ней говорится о том, что жители Башкирии лишены возможности развивать местное самоуправление, что нарушает их гражданские права. Подробнее о претензиях "Равноправия" в беседе с председателем движения Александром Арининым.

       - Александр Николаевич, почему в республике нет органов самоуправления в том виде, в каком они предусмотрены российским законодательством?
       - Потому что республиканская власть боится дать людям экономическую и политическую свободу. Ведь что такое местное самоуправление? Это такая система устройства местной власти, при которой люди сами - самостоятельно и ответственно - решают вопросы местной жизни. Для ведения текущих дел они наделяют определенными полномочиями своих выборных представителей. И эти главы местной власти отвечают только перед законом и перед избравшими их людьми. А как вы хорошо знаете, в нашей республике вся система властных отношений, в том числе и на местном уровне, основана на всевластии бюрократии. Причем эта бюрократия работает крайне неэффективно, а потому боится ответственности и способна только подавлять всякую гражданскую инициативу. Ведь если бы граждане могли действительно свободно решать насущные проблемы общественной жизни, они неизбежно задались бы вопросом: а зачем нам нужна такая бюрократия, зачем нам нужен этот суверенитет, который означает на деле только одно - независимость чиновников от народа и от закона? Вот почему республиканская власть боится развивать не только местное, но и вообще всякое гражданское самоуправление. Но, убежден, бесконечно это продолжаться не может, люди рано или поздно заставят власть уважать свои гражданские, политические и экономические права и свободы.
       - В чем конкретно заключаются экономические и политические свободы граждан применительно к местному самоуправлению?
       - Если говорить об экономической свободе, то следует напомнить, что органы местного самоуправления согласно статье 32 часть 1 Конституции России самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. То есть при полноценном развитии местного самоуправления граждане самостоятельно и независимо от государственных чиновников свободно и ответственно решают свои экономические, финансовые и социальные проблемы местного уровня.
       Говоря о политической свободе граждан, следует отметить, что местное самоуправление осуществляется людьми в городских, сельских поселениях и на других территориях путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные формы местного самоуправления. Другими словами, люди сами управляют своими делами, выбирая ту местную власть, которая, по их мнению, наиболее достойна для исполнения стоящих перед ними задач.
       Причем эти свободы предполагают и ответственность. А значит, граждане выступают полноправными партнерами государственной власти. Вот с этим республиканское руководство и не может согласиться, поскольку главное его стремление - подавлять и контролировать все и вся.
       - Получается, что местное самоуправление, если оно начнет развиваться в Башкирии, войдет в противоречие с созданной у нас системой безответственной, авторитарной, постоянно нарушающей права человека власти?
       - Совершенно верно. Именно поэтому 12 октября 1994 года башкирский парламент, стремясь не допустить развития гражданской инициативы и прямо нарушая российскую Конституцию, принял закон "О местном государственном управлении", по которому функции органов местного самоуправления были переданы государству.
       - Но ведь Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 24 января 1997 года и от 15 января 1998 года признал за субъектами федерации право создавать в районах наряду с органами местного самоуправления и местные органы государственной власти.


Беседовал РАСУЛ ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz