АЛЕКСАНДР АРИНИН: "ПЕРЕД ФЕМИДОЙ ВСЕ РАВНЫ"

Начат судебный процесс против башкирского парламента



       Недавно группа общественных деятелей, представляющих гражданское движение "Равноправие", обратилась в Верховный Суд республики с жалобой на незаконные действия и решения государственных органов. Свои претензии Александр Аринин, Марат Миргазямов, Анатолий Дубовский и Айрат Гиниятуллин предъявили к Госсобранию и Центризбиркому Башкирии. По мнению лидеров движения, местный парламент второго созыва (30 депутатов Законодательной Палаты и 144 Палаты Представителей) сформирован с грубыми нарушениями российской Конституции и федеральных законов и должен досрочно сложить полномочия. Подробнее об этом наш корреспондент беседует с председателем "Равноправия" Александром Арининым.

       - Александр Николаевич, говорят, после драки кулаками не машут. Почему "Равноправие" обратилось в суд только сейчас? Ведь с момента избрания депутатов Госсобрания второго созыва прошло целых два года.
       - Во-первых, в 1999г. в Башкирии не было такого блока конструктивной оппозиции, каким сегодня является "Равноправие". Я очень высоко оцениваю деятельность "Руси", Татарского Общественного Центра, Марата Парисовича Миргазямова и его сторонников по восстановлению законности в республике. Однако разрозненные попытки инициативных общественных объединений и отдельных граждан добиться успеха на этом поприще не могли принести ощутимого результата. Нужна сплоченная команда, а ее два года назад не было.
       Во-вторых, хотя нынешний режим и тогда не пользовался поддержкой в Башкирии, он заручился ею в Москве. В прежних условиях личные гарантии коррумпированных чиновников перевешивали и общественное мнение, и правосудие. Пробить такую стену в то время было невозможно. Это показали результаты судебного разбирательства по факту нашего с Миргазямовым незаконного отстранения от участия в выборах Президента РБ в 1998г.
       Сейчас, на наш взгляд, ситуация изменилась. Это связано с борьбой Путина и его команды за верховенство закона, восстановление конституционно-правового единства страны. Мы долго боролись за это время, и оно пришло. Ни запугать, ни купить нас не удалось.
       Конституционный Суд и Генпрокуратура РФ уже дали объективную оценку суверенитетам и местным законам. Российский президент держит на жестком контроле процесс их приведения в соответствие с российскими нормами. Кроме того, у Владимира Путина появились полномочия отстранять региональных лидеров от должности и распускать парламенты, если они нарушают закон. Это шанс, который "Равноправие" обязано использовать.
       - Как Вы думаете, отчего Путин потребовал приведения местных законов в соответствие с российскими в первую очередь от наших депутатов?
       - С первого дня объявления суверенитета башкирские власти заботились не о правах и свободах человека, не о народе, а о себе. Местное Госсобрание - яркий пример такой политики. Новый президент просто не имел права пройти мимо, так как вся законотворческая деятельность Курултая с момента "избрания" в корне противоречит законам России.
       Происходит это потому, что сам башкирский парламент сформирован с многочисленными грубейшими нарушениями, по поводу которых "Равноправие" обратилось в Верховный Суд.
       - О каких конкретных нарушениях идет речь?
       - Во-первых, по федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 3, ст. 19) количество избирателей в округах должно быть примерно одинаковым. Отклонение от нормы не может превышать 10%, а в труднодоступных местностях - 15%. Список таких районов устанавливается законом субъекта федерации, который вступает в силу до официального решения о выборах.
       Несмотря на эти нормы, Госсобрание установило на мартовских выборах 1999г. свои правила игры. 9 декабря 1998 года оно приняло постановление "Об утверждении границ избирательных округов и числа избирателей в них по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" (№ ГС-468). 72 многомандатных округа были нарезаны как бог на душу положит.
       К примеру, по постановлению Курултая на Стерлитамакский округ №24 приходилось 178 800 избирателей, а на Бурзянский округ №41 - 10 000. Сами видите, разрыв по количеству избирателей не на 10-15 %, а в десятки раз.
       Кроме этого, нарушена 12 статья закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно ее требованиям в течении срока своих полномочий депутат местного парламента не может одновременно быть депутатом Госдумы РФ, судьей, занимать иные государственные должности как в России, так и в ее субъектах. Иными словами, если ты в парламенте - занимайся законотворчеством. Нечего разрываться между депутатской деятельностью и руководством юридическим институтом, министерскими постами или должностями в районных администрациях.
       В законе "Об основных гарантиях избирательных прав" (п. 7, ст. 4) говорится, что ограничения по статусу депутатов устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов России. Однако в нарушение этой нормы ни Конституция Башкирии, ни Кодекс о выборах Республики Башкортостан, ни Закон "О Государственном Собрании Республики Башкортостан", ни Закон "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" не содержат перечня ограничений, установленных 12 статьей Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
       - Вы упомянули местные законы, благодаря которым башкирские депутаты сидят на двух стульях.
       - Для этого в местном законодательстве придумано много лазеек.
       К примеру, возьмем 73 статью местной Конституции. Из нее вытекает, что одно и то же лицо не может одновременно являться членом Палаты представителей и депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
       Статьи 32, 91 Кодекса о выборах Республики Башкортостан предусматривают выдвижение кандидата при условии, что он письменно обязуется в случае избрания в трехдневный срок прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением выборной должности.
       В статье 6 Закона "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан" говорится о том, что депутат Законодательной Палаты не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой работой. Однако в статье не установлен запрет на совмещение статуса депутата Законодательной палаты с государственными должностями Российской Федерации и ее субъектов. Нет и ограничений по муниципальной службе, предусмотренных Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
       Таким образом башкирские депутаты прикрываются размытостью формулировок в местном законодательстве. Раз конкретных ограничений по совмещению должностей в республиканских законах нет, депутаты Госсобрания сохраняют за собой полномочия, не совместимые с парламентской деятельностью по федеральным нормам.
       - Не захочешь - вспомнишь спикера Госсобрания Константина Толкачева, утверждавшего, что "все наши законы лучше федеральных".
       - Естественно, для башкирских депутатов, нарушающих российские законы, они лучше. И Толкачев, чувствуя солидную поддержку парламентского большинства, будет делать все, чтобы защитить интересы корпорации и поддержать ее престиж. Но мы то знаем, для чего практически все высокопоставленные местные чиновники - от начальника службы организации управления МВД до премьера с замами - ощетинились депутатскими мандатами.
       - Но как же так? Ведь это противоречит Конституции и законам России.
       -Совершенно верно. По Конституции Российской Федерации (п."и" ч. 1, ст. 72) общие принципы организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основной Закон России (ч. 5, ст. 76) предусматривает верховенство федеральных законов над местными по предметам совместного ведения.
       Поскольку положения статьи 73 Конституции Республики Башкортостан и статьи 6 Закона "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан", противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд обязан признать их недействующими.
       По башкирской Конституции все избранные в Государственное Собрание приобретают статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Раз так, то на башкирских парламентариев тоже распространяются требования статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Иного быть не может.
       В законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (п. 9, ст. 4) закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации правомочен, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
       А в Госсобрание 144 депутата из 174 избрано незаконно. Выходит, что его состав неправомочен. Впрочем, все это не помешало Центризбиркому РБ утвердить своим постановлением результаты мартовских выборов 1999г. и признать их действительными.
       - Насколько мне известно, вопрос о легитимности парламента рассматривался в Татарии. Там суд принял половинчатое решение, поэтому Госсовет не был распущен.
       - Мы учли этот момент и включили вопрос о роспуске Госсобрания в жалобу отдельным требованием. Инициатива "Равноправия" - первый подобный шаг в российской юридической практике.
       - Раз мы заговорили о требованиях, расскажите, какие еще пункты включены в жалобу "Равноправия"?
       - Лучше я их просто зачитаю:
       "- признать несоответствующим требованиям статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан от 9 декабря 1998 года № ГС-468 "Об утверждении границ избирательных округов и числа избирателей в них по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан".
       - признать положения статьи 6 Закона "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Башкортостан", статьи 73 Конституции республики Башкортостан противоречащими Федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению;
       - признать недействительными выборы депутатов государственного собрания по 72 многомандатным избирательным округам;
       - отменить постановление ЦИК РБ о признании выборов Государственного Собрания Республики Башкортостан 14.03.99г. состоявшимися и об утверждении их результатов.
       - признать неправомочным Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан с момента его избрания 14.03.1999г".
       - Однако вряд ли так называемые "депутаты" захотят покидать насиженные места. Какой исход дела предполагает "Равноправие", инициировав судебное разбирательство?
       - Конечно, власти будут саботировать и изо всех сил затягивать процесс. Но закон-то на нашей стороне. Судебное разбирательство будет широко освещаться в российской прессе. Так что любые проволочки станут достоянием общественности. И люди будут знать, кто, каким образом и почему тормозит принятие решения. Думается, что это не в интересах суда, а уж тем более не в интересах граждан.


Беседовал Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz