Закат сепаратизма




       В последнее время Муртаза Рахимов разразился необыкновенно резкими потоками брани в адрес федерального центра. Ему не нравится все: административная реформа, федеральные округа, полпреды, вмешательство в региональные дела.
       Понять башкирского президента можно. Десять лет он неустанно строил свое собственное суверенное государство, в котором сплошь и рядом нарушались права человека, принимались законы, в корне противоречащие федеральным. Казалось, еще немного - и вот оно - независимое государство, строящее свои отношения с Россией исключительно на договорной основе. Уже подготовлены законы о собственном гражданстве, разработана система суверенного судоустройства, фактически подчинены прокуратура, милиция и даже федеральная служба безопасности. Не говоря о том, что или в государственные, или в надежные руки прибрана экономика.
       Не получилось. Все нарушила неожиданная отставка Ельцина и появление в России нового президента, первым внутриполитическим шагом которого было недвусмысленное требование к башкирскому руководству привести собственное законодательство в соответствие с российским. Затем последовали один за другим два решения Конституционного Суда РФ, посчитавшего само употребление слова "суверенитет" применительно к субъекту федерации незаконным. Фактически вся башкирская конституция была признана противоречащей российской и объявлялась недействующей. К тому же Генеральная прокуратура внесла представления с огромным списком нарушений законодательства и Конституции РФ, допущенных в республике. Наконец, постарались депутаты Государственной Думы, принявшие законы, позволяющие привлекать к ответственности глав администраций и распускать в субъектах федерации законодательные собрания, нарушающие Конституцию страны.
       Волей неволей республиканским властям пришлось взяться за исправление допущенных безобразий. С оговорками, со скрежетом зубовным изменялись или отменялись вовсе собственные законы. Были забыты разговоры о своем гражданстве, суды вновь начали объявлять свои решения именем Российской Федерации.
       Но своей конституцией суверенитетчики поступиться не могли. Инициировав ее изменение, они даже на первых порах обхитрили полпреда Президента РФ С.Кириенко, вызвав его восторг самим фактом этих изменений. Однако восторг быстро прошел, когда выяснилось, что нарушений в "новой" конституции еще больше, чем в прежней. Пришлось окружному прокурору вносить новое представление в адрес республиканских властей.
       Вся эта свистопляска по приведению местного законодательства в соответствие с федеральным сопровождалась ежедневной демагогией республиканских должностных лиц, всевозможными обвинениями центра и расхваливанием собственных достоинств. На этом фоне и состоялась встреча В.Путина и М.Рахимова, назначенного членом Президиума Госсовета РФ, в котором произошларотация. Никто не знает, что сказал президент России Муртазе Рахимову, может быть, это была их последняя встреча.
       По крайней мере, сам башкирский президент на последовавшей пресс-конференции не стеснялся в выражениях. Он то клял федеральных министров, не желающих разговаривать с ним даже по телефону, то надувал губы на чиновников Приволжского округа, которые, приезжая в Башкирию хорошо угощаются, все хвалят. А когда уезжают, то все хают. Пригрозил даже создать свое министерство внутренних дел и перейти в Уральский федеральный округ. Наговорил еще много чего.
       Собственно, ничего другого Муртазе Рахимову не остается, кроме как в бессилии ругать федеральный центр и других, кто подвернется под руку. Его сепаратистская политика потерпела полный крах, уже нет былой поддержки ни в Кремле, ни у соседей, ни в собственной республике. Федеральные министры воротят от него нос, лидеры политических партий, которых он не один раз подводил, вообще не хотят с ним всречаться. Настала пора бесславно уходить, оставляя после себя груз политических проблем, доведенную до крайности экономику и нехорошую память.


Сергей Кузнецов

Используются технологии uCoz