ВЕРНИТЕ АКЦИОНЕРУ ЕГО СОБСТВЕННОСТЬ




       Леонид Николаевич Петров работает начальником бюро контроля производственно-хозяйственной деятельности ОАО “Уфанефтехим”. Последние годы он настойчиво отстаивает права работников и акционеров предприятия, которые существенно нарушаются и республиканскими властями, и руководством “Башнефтехима”. В предыдущем номере газеты “Отечество” Л.Н.Петров опубликовал заметку, в которой поставил острые вопросы о финансовой деятельности руководства “Башнефтехима”. Реакция не заставила себя ждать. На спешно собранном заседании профкома было дано согласие на увольнение Петрова по сокращению штатов. Правда, Леонид Николаевич является депутатом Орджоникидзевского райсовета г.Уфы, и его увольнение будет зависеть от позиции депутатов. Какой она будет – скоро увидим. Сегодня мы публикуем очередной материал Леонида Петрова о ситуации на “Уфанефтехиме” и вокруг него.


       Процесс приватизации бывшего государственного предприятия “Уфанефтехим” был завершен в конце 1993 года, и оно, в соответствии с федеральным законодательством, было зарегистрировано в статусе открытого акционерного общества. Его учредителями стали трудовой коллектив завода и государство.
       На первом этапе акционирования уставной капитал общества в размере 8631075 штук (100%) акций (номинальная стоимость одной акции 1 тыс.руб.) был разделен на две составные:
       1) обыкновенные (голосующие) 69% от суммы уставного капитала общества;
       2) привилегированные (не голосующие) 31% от суммы уставного капитала общества.
       В свою очередь, общее количество обыкновенных (голосующих) акций в размере 100% или 5955442 акций были разделены между государством (71% или 4229226 акций) и другими акционерами (29% или 1726216 акций).
       По сообщению мандатной комиссии АО “Уфанефтехим” на 27.07.1995 года, в 1994-1995 г.г. Госкомсобственностью республики реализовано на чековых и денежных аукционах акций в количестве 1013384 штуки или 17,02% от их общего количества, или 11,74% от количества акций, принадлежащих государству.
       Остаток государственного пакета после продажи части акций составил 3215843 штуки (53,99%).
       Доля других акционеров за счет продажи государством своих обыкновенных акций, наоборот, увеличилась до 2739600 акций и составила 46,01% от общего количества обыкновенных акций. Тем самым разрыв (разница) между долей государства и другими акционерами в уставном капитале (имуществе) общества, по состоянию на 27 июля 1995 года, стал приближаться к минимальному и составил 7,98%.
       1 января 1996 года была осуществлена переоценка уставного капитала в сторону увеличения в 24 раза, и общий размер уставного капитала ОАО “Уфанефтехим” после этой операции составил 207145800 акций номинальной стоимостью 1 тыс.руб.
       Об итогах работы “Уфанефтехим” в период 1994-1996 годов убедительно говорят цифры и прежде всего по объему переработки нефти, уровень которого увеличивался или же сохранялся на достигнутых объемах. По массе прибыли показатели были еще более характерные – из четырех заводов, введенных в состав АО “Башнефтехим”, почти половина прибыли была обеспечена трудовым коллективом АО “Уфанефтехим”. Другими словами три завода, работающие по соседству, дали ровно столько, сколько один АО “Уфанефтехим”. Это существенным образом повлияло на бюджет республики, города и района, а кроме того, укрепило позиции АО “Уфанефтехим” на рынке российских товаропроизводителей и рынке нефтепродуктов.
       На фоне такого финансового и экономического положения АО “Уфанефтехим” в 1996 году вышел Указ Президента Российской Федерации “О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам”.
       На основании Указа Президента Российской Федерации № 1054 от 20 июля 1996 года акционерным обществам, 25 процентов акций которых находятся в государственной собственности, разрешалось (имели право) принимать решение об увеличении уставного капитала путем осуществления дополнительной эмиссии (дополнительного выпуска) акций, при условии соблюдения положений настоящего Указа, а именно, если:
       1) нет закрепленных в федеральной собственности акций этих акционерных обществ;
       2) средства (деньги) от размещения выпускаемых акций направляются исключительно на ликвидацию задолженности по выплате зарплаты и по уплате налогов в бюджеты всех уровней;
       3) размещение всех акций будет осуществляться посредством открытой подписки (то есть выпускаемые дополнительно акции будут проданы за деньги, валюту и другие ликвидные платежные средства). При этом акционеры общества, по настоящему указу и по закону и в соответствии с Уставом общества, обязаны были принять решение о порядке обеспечения прав акционеров, при размещении дополнительно выпускаемых акций. Согласно Закону “Об акционерных обществах”, Уставу АО “Уфанефтехим”, общество было вправе осуществлять размещение акций по цене ниже рыночной стоимости в случае размещения дополнительных обыкновенных акций акционерам – владельцам обыкновенных акций общества, при осуществлении ими преимущественного права приобретения таких акций.
       Положение Указа Президента Российской Федерации в случае его неукоснительного соблюдения обществом ни в какой мере не ущемляет права и интересы как акционерного общества, так и его акционеров и полностью соответствует положениям Гражданского Кодекса РФ и положениям иных федеральных законов и нормативно-правовых актов РФ.
       Однако республиканские органы власти в лице Президента Республики Башкортостан решили распорядиться по-своему. Он издал свой указ № 828 от 7 декабря 1996 года “О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ “Уфимский нефтеперерабатывающий завод”, “Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод”, “Уфанефтехим” и “Уфаоргсинтез” перед бюджетом Республики Башкортостан” полностью противоположный российскому. Он направлен на переприватизацию “Уфанефтехима”, а еще точнее - на передел собственности.
       Указом Президента РБ реальная доля рядового акционера в собственности АО значительно уменьшена. В результате дополнительной эмиссии обыкновенных (голосующих) акций общий объем уставного капитала АО “Уфанефтехим” составил 339545800 акций, номинальной стоимостью 1 руб., из них: акции обыкновенные 275330608 штук (на эту же сумму) - 81,1% от величины уставного капитала; акции привилегированные 64215192 штуки (на эту же сумму) - 18,9% от величины уставного капитала. Сложившаяся до этого пропорция по размещенным обыкновенным акциям до дополнительной эмиссии акций обществом резко изменилась в сторону увеличения государственного пакета голосующих акций с 53,99% до 76,12%, а доля других акционеров соответственно уменьшилась.
       Кроме того, Указ Президента РБ о дополнительной эмиссии акций АО “Уфанефтехим” вообще не должен был выходить, так как на тот момент общество не имело задолженности по выплате зарплаты и по уплате налогов. В нарушение законодательства эмитированные дополнительные акции даже не были зарегистрированы.
       Грубейшие нарушения федерального законодательства при дополнительной эмиссии акций АО “Уфанефтехим” привели к ликвидации или сокращению множества рабочих мест, разделению основного производства и вспомогательных служб, изменению структуры перерабатываемой нефти, огромному разрыву в размере заработной платы рабочих и руководителей, существенному изменению условий трудового договора и многим другим негативным фактам в деятельности акционерного общества.
       Если мы, обманутые рядовые акционеры, не возьмемся сами защищать себя от произвола и открытого грабежа со стороны власти, то никто за нас этого не сделает. И в первую очередь необходимо вернуть свою реальную долю в собственности АО “Уфанефтехим”. Для отмены незаконной дополнительной эмиссии ценных бумаг у нас достаточно оснований. Я лично, как депутат и акционер, готов бороться за возвращение нашей собственности.
       Ревизионная комиссия АО уже проделала определенную работу в этом направлении. Все ее материалы и документы были представлены органам управления АО и прокуратуры. Однако, по понятным причинам, выводы ревкомиссии были проигнорированы, а ее председатель лишился поста. В условиях, когда на территории республики не действовали российские законы и Конституция, трудно было надеяться на другой исход. Но сейчас ситуация меняется, центральная власть все решительнее требует от “суверенов” исполнять законы,и есть надежда добиться справедливости.
       В настоящее время идет подготовка к годовому общему собранию акционеров. Нет сомнения, что на нем те же самые лица, незаконно владеющие 76,12% обыкновенных акций, постараются провести нужные им решения. Поэтому при условиях, когда ведется тройная бухгалтерия, используются “грязные” технологии и “грязные” деньги, нельзя верить словам управляющих и дискредитировавших себя аффелированных лиц. Ведь именно при них растащена собственность “Уфанефтехима”, многие работники выброшены на улицу, ветераны унижены.
       При таком положении дел самое правильное для рядовых акционеров - не голосовать вообще и оставить бюллетени у себя. Ведь в подразделениях завода уже формируются для участия в общем собрании доверенные лица из числа руководителей, которых перед собранием задобрили 500-700 процентными премиями при окладах 30-100 тыс. рублей в месяц. Каждый из нас может и должен сделать все, чтобы вернуть наше родное предприятие в российское правовое поле и возвратить незаконно отобранное.


Леонид Петров,
депутат Орджоникидзевского
райсовета г.Уфы,
бывший председатель ревкомиссии
АО “Уфанефтехим”,
рядовой акционер
Используются технологии uCoz