ПРОИЗВОЛ В ДЕЙСТВИИ

за что башкирский суверенитет нынче прижимают к стенке


       Похоже, намерения Путина укреплять государственную целостность России более чем серьезны. Субботний указ президента о новом административно-территориальном делении федерации на семь округов всколыхнул надежды на скорые положительные перемены в нашей республике. В ответ на эти первые шаги российского президента трудно что-либо возразить. Происходит то, что должно было произойти. Ослабленная в последнее десятилетие Россия стремится вернуть былой престиж, мощь и славу, и новый глава государства во имя этой великой цели пока все делает правильно.
       Думается, местные деятели чувствуют сейчас себя не в своей тарелке. С момента принятия башкирской Конституции они внесли колоссальный вклад в расшатывание российской государственности и подавление демократических свобод в республике. Но, как говорится, сколько веревочке не виться. При этом, разумеется, никто не забыт и ничто не забыто. Мы предлагаем оценку действий башкирских властей с точки зрения того, как час за часом, день за днем нарастали их произвол и беззаконие в республике.
       Собственно первые два годы своего правления Муртаза Рахимов устраивал разборки со своими конкурентами, которые обладали реальной властью и открыто не разделяли его суверенных намерений. Так, в 1992г. "ушли" с поста премьера республики Марата Миргазямова, в 1994г. - его преемника Анатолия Копсова. От банкротства, инициированного президентом, пострадал бывший руководитель банка "Восток" Рафис Кадыров, соперник Рахимова на декабрьских выборах 1993г.
       Впрочем, народ вяло реагировал на тогдашний произвол. Оппозиция в республике только складывалась и абсолютное большинство простых людей видело в происходящем господские склоки за власть.
       Однако уже в 1995г. общественность просыпается от многих суверенных иллюзий. После серии публикаций в столичной прессе о темных нефтяных делишках в республике всерьез заговорили о криминальной сущности суверенитета. Стало ясно, что Кувейта из Башкирии не получится главным образом потому, что местные шейхи не хотят делится природными богатствами с простым народом.
       Первые неприятные сюрпризы в общественно-политической сфере принесли мартовские выборы в Госсобрание 1995г. В перестроечные и постперестроечные годы башкирские избиратели привыкли к демократичному представительству в органах власти. А тут как обухом по голове - свыше 50% руководителей административного звена становятся депутатами. К тому же национальный состав нового башкирского парламента явно не отражает структуру населения. Составляя 22% в республике, башкиры имеют 41,1% депутатов в Палате представителей и 55,8% в Законодательной.
       Одновременно в Башкирии ограничивают право граждан на участие в местном самоуправлении. По Конституции РБ президент сам назначает глав администраций районов и городов, и только он знает казнить ему их или миловать. Вдобавок башкирские власти замахиваются и на судебную систему, решив, что право назначать федеральных судей - прерогатива не российского, а башкирского президента.
       Однако пять лет назад Рахимов еще остерегался бросать открытый вызов Кремлю и не делал резких движений, все время прощупывая позицию Центра. К декабрю 1995г. все СМИ были уже подконтрольны башкирскому президенту. Воспользовавшись ситуацией, местные власти смастерили в 1995г. референдум об экономическом суверенитете. Башкирские газеты наперебой вещали о том, что суверенитет позволит отчислять меньше налогов в центр, поспособствует полноценному развитию экономики, поможет лучше сохранить культуру и обычаи народов. Ну кто же проголосует против?
       Однако издержки башкирской государственности вылезли на поверхность гораздо раньше, чем обещанный рай и процветание, проявившись в гонениях на гражданские права и свободы.
       В июне 1995г. местные власти запретили печатать в Башкирии газету "Отечество". 14 октября 1996г. в помещении редакции произошел небывалый случай. Под предлогом того, что в здании заложена бомба, милиция эвакуировала всех сотрудников. Когда же работники редакции вернулись на места, то обнаружили, что находившийся тираж газеты украден. 22 октября сотрудники милиции остановили редакционный автомобиль "Отечества", перевозивший повторно изданный тираж, который был вновь конфискован. При этом водителю подбросили автоматные патроны, ночь он провел в кпз. Особую нетерпимость власти проявили к оппозиционной газете "Вечерний Нефтекамск". И если бы не вмешательство московских судей, редактора Эдуарда Хуснутдинова упрятали бы за техническую опечатку на пять лет.
       После того, как в туймазинской речке во время президентских выборов 1996г. выловили избирательные бюллетени за Зюганова, к Муртазе Рахимову заметно охладели башкирские коммунисты. В феврале 1997г. они открыто заявили о том, что переходят к нему в оппозицию.
       В мае 1998г. развернулась настоящая драма вокруг радио "Титан". В канун президентских выборов власти сделали очередную попытку прихлопнуть этот независимый от них канал, присылая проверку за проверкой. В отчаянии директор "Титана" Альтаф Галеев обратился ко всем, кто его слышит. Целую неделю длилось противостояние защитников радиостанции и власти, которая оцепила всю округу вооруженными до зубов милиционерами. Кончилось все арестами и избиениями наиболее активных защитников.
       К 1998г. негативное отношение к суверенному режиму самых широких слоев складывается окончательно. Незадолго до выборов Рахимов рисуется: не пойду на второй срок. Однако номенклатура не отпускает хозяина. Начинаются уговоры, цель которых продемонстрировать - Рахимов незаменимый. Власти бросают на амбразуру мощный административный ресурс. Начинается настоящий разгул полицейщины.
       28 марта группа работников содействия демократическим выборам при Союзе татарской молодежи "Азатлык" отправилась в Чекмагушевский район собирать подписи. Вопреки всем законам им категорически запретили заниматься этим. Сборщиков подписных листов в пользу оппозиционных кандидатов вязали прямо в домах граждан и свозили в местный райотдел. Такое масштабное давление идет повсеместно: агитаторов шмонают под предлогом поиска наркотиков даже в электричках, в глубинке у них изымают оппозиционные газеты, после чего активистов принудительно высылают за пределы района.
       Спустя год после вынужденного молчания вновь начинает выходить газета "Отечество". Серия сказок о Великом и Стабильном Мурзилке становится частью городского фольклора. Их рассказывают как анекдоты про Брежнева и чукчу в застойные времена. Одновременно в оппозиционных газетах много пишут про то, как живут чиновники Рахимова. Газету с публикацией "Замок на Дорофеева" люди передают друг другу и пересказывают содержание, часто добавляя подробности и комментарии от себя.
       В ответ на это президентские чиновники издают книжку 100 ответов президента, где кондово расписано, что Рахимов должен отвечать о своем сыне, работе и быте. Другой номенклатурный пропагандистский трюк - газета "Пятница". Цель одна - вылить ушат помоев на А.Аринина и М.Миргазямова. Отвечать не придется: "Пятница" халиф на час. Говорят, сейчас с людьми, участвовавшими в выпуске этой газеты, отказываются здороваться даже журналисты официальных изданий. Впрочем, "Пятница" - пробный камень. Сколько таких дешевок и мерзостей будет потом - "Дело №", "Ваш выбор", лже-листовки. За день до президентских выборов власти отключают программу НТВ "Герой дня", в которой выступал Александр Аринин.
       Впрочем, избиратели ни тогда, ни сейчас не пользовались официальными источниками информации (по опросам московских исследователей СМИ, башкирское ТВ смотрит в Уфе около 7% жителей). Они ждали и надеялись увидеть в строю своих кандидатов - Александра Аринина и Марата Миргазямова. Однако поняв, что совладать с народом не удастся, башкирские власти грубо и незаконно отстранили их от участия в выборах. В спарринг-партнеры Рахимову подобрали министра лесного хозяйства - Рифа Каззакулова. Мальчик для битья, что и говорить.
       Однако несмотря на это, избиратели голосовали "против всех" и... за никому неизвестного кандидата. Рахимов победил. Но это была горькая победа. При том, что наблюдателей на участки не пускали, остались документально подтвержденные факты нарушений в ходе голосования, которые до сих пор оспариваются в суде.
       Фарс 1998г. становится нормой. Спектаклем были и выборы в Госсобрание в 1999г. Монополизировав власть, президент уже не захотел никем с ней делиться. Разумеется, кроме своих верноподданных. В итоге второй созыв Госсобрания оказался еще более косным, чем первый. Вершина его законодательной деятельности - решение о запрете трансляции авторских программ Сергея Доренко и Николая Сванидзе на территории Башкирии. Этот рекорд невежества и глупости удалось бы побить, если бы Госсобрание ратифицировало Закон о гражданстве в республики, да приход во власть Путина помешал. Впрочем, нормативные акты, ущемляющие наши права, все-таки принимались и принимаются. Незадолго до того, как сложить полномочия, Госсобрание первого созыва успело пропихнуть Закон о языках, опять-таки проигнорировав мнение татарской части населения. Как водится в демократическом Башкортостане, вновь были разогнаны пикеты общественных движений, выступавших против принятия этого закона.
       Впрочем, чего удивляться. Со свободой собраний в Башкирии та же картина, что и со свободой слова. Людей бьют дубинками и сажают в каталажку. Одно воспоминание о прошлогоднем съезде "Отечества - Всей России" чего стоит.
       В лучшем случае неугодных увольняют. Так было с трамвайщиками в 1998г. Тогда МУЭТ просто выбросил голодных людей, недовольных своим положением, на улицу.
       А пенсионных бунтов сколько было! Но вместо того, чтобы исправлять ошибки, власти, как правило, наказывали свободную прессу, не брезгуя даже мордобоем. В августе 1999г. после публикации "Грабеж пенсионеров на родине президента" в Башкирии прищучили газету коммунистов, последнюю из оппозиционных могикан. Теперь она тоже печатается за пределами республики. И это несмотря на то, что местным типографиям хронически не хватает заказов и они на грани разорения.
       Единственный раз, когда обошлось без эксцессов, - массовое выступление моторостроителей. Тогда директора-головотяпа действительно сняли с должности. Вместо него руководить УМПО поставили вице-премьера В.Лесунова. Дела пошли на поправку. Но на подъем предприятия были отвлечены десятки миллионов рублей, предназначенных для науки. Их просто перекачали из фонда, оставив ученых с носом.
       О произволе милиции и говорить не приходится. Шитое белыми нитками дело Альтафа Галеева, правосудие по-миякински, загадочное жестокое убийство студента В. Безденежных, участие милиции в разгоне мирных демонстраций, незаконные изъятия печатной продукции - все это только цветочки. Ведь глубже-то никто не копал. И объяснение этому только одно - милиция и суды стали опорой феодально-патриархального режима в республике.
       Предвижу, что после первых очевидных попыток центра навести в Башкирии порядок власти вновь станут жевать суверенную тему. Мол, как же так - живем не тужим, не дадим в обиду нашу государственность, все у нас в порядке. В самом деле непыльная денежная работа, жилье, услуги квалифицированных врачей, социальная защита - все к услугам сильных сего суверенного мира. Так неужели и мы не заслужили этого?


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz