ЗАЧЕМ МУРТАЗЕ РАХИМОВУ МАСКА?

У него уже есть…


       Автора этого материала, которого мы по понятным причинам не называем, хорошо знают в республике и за ее пределами. Он оказался невостребованным режимом Муртазы Рахимова и несколько лет назад эмигрировал из Башкирии с ее нелепыми суверенными порядками. Однако этот человек по-прежнему интересуется развитием культуры и искусства в республике и искренне переживает за все, что происходит у нас.
       В конце прошлого года на секретариате Союза театральных деятелей России рассматривали вопрос о вручении Национальной театральной премии "Золотая маска" главам субъектов федерации за всемерную поддержку и вклад в развитие театрального искусства на местах. Эта высокая награда - знак благодарности общероссийского творческого Союза руководителям, которые душой болеют за сценическое искусство и проявляют о нем заботу.
       Каково же было возмущение членов секретариата, когда они увидели в списке номинантов фамилию Рахимова. На соискание премии Президента РБ выдвинули Минкультуры республики и местный Союз театральных деятелей.
       Что же так потрясло российских деятелей культуры? Дело в том, что про Рахимова они уже премного наслышаны. Знают не только о его нелегитимном избрании президентом в 1998 году, постоянных метаниях из одного политического блока в другой, попытках отключить федеральные программы в Башкирии, но и сумели оценить истинный, разрушительный вклад в культуру республики. Секретариат не стал даже обсуждать кандидатуру Рахимова на соискание премии.
       Несведущий в театральных проблемах человек удивится, с чего бы это вдруг. Слишком уж убедительны, на беглый взгляд, факты отеческой заботы башкирского президента о творческой деятельности в республике. Строятся красивые здания Башкирского академического театра и Татарского театра "Нур", заложен фундамент нового здания под театр в г.Сибае, открыты три филармонии. Действуют детские школы искусств, есть новые постановки, концертируют коллективы и исполнители. Худо-бедно платят зарплату, особо угодившим вручают награды и даже выделяют квартиры. Казалось бы, живи да радуйся.
       А между тем, не в этом счастье. Ведь театр - не только и не столько красивое мраморное здание, куда приходят приятно провести время или продемонстрировать свою тягу к прекрасному. На сцене решаются вечные общечеловеческие проблемы, которые волнуют общество в целом и каждого в отдельности. Подобные спектакли могут ставить только крупные мастера, виртуозы современной театральной мысли.
       К сожалению, сегодня национальные театры в республике утратили это качество. Их режиссеры разучились ставить созвучные времени спектакли. Пока на плаву держатся только Башкирский оперный и Республиканский русский драматический. Да надолго ли?
       И дело вовсе не в слабой технической оснащенности и отсутствии постановочных средств, а в неразумном и вероломном отношении башкирских властей к искусству. Сколько театров ни строй - искреннего, живого интереса к культуре этим не заменишь. Рахимов же заботится о ней, как прораб о своем участке.
       На должности художественных руководителей и директоров назначены случайные, некомпетентные люди, для которых все актеры одинаковы, как солдаты на плацу. Они не понимают, что должен быть неустанный творческий поиск, нужно постоянно стремиться к профессиональному росту. Особую боль в этом отношении вызывает состояние Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури, всего каких-то четыре года назад восхищавшего зрителей своими спектаклями.
       Художественное мышление не терпит рамок, а его постоянно загоняют в угол. Нынешние республиканские чиновники не стесняются грубого и прямого вмешательства в театральную жизнь. С ведома и в угоду Рахимову с должности директора Оперного театра уволили Радика Гареева, его фамилию вычеркивали с концертных афиш, подвергая артиста страшному унижению. Ведь чиновникам неважно, что знаменитый, любимый народом певец был гвоздем любой концертной программы. Раз пришелся не ко двору - значит можно растоптать человека. Мне кажется это ускорило кончину Радика. Какое сердце выдержит?
       Рахимовские визири, курирующие культуру, выжили из республики таких глубоко талантливых и одаренных людей, как Рафкат Исрафилов, Олег Ханов, Вакиль Юсупов. Театральную труппу покинул Ахтям Абушахманов, ушел в "Социнвестбанк" народный артист, лауреат премии им.Салавата Юлаева Риф Габитов. И этот список далеко не полный.
       Конечно, худо-бедно все пристроились, притерлись - кто в Москве, кто в Оренбурге, кто в Уфе, на новом рабочем месте. Но ведь местному зрителю от этого легче и лучше не стало. Снизился уровень постановок, стираются грани актерского мастерства, нарушена преемственность поколений. Появились и первые незаслуженно забытые имена. Власти замалчивают вклад многих артистов и режиссеров в развитие национального театра, родную культуру. И все только потому, что не нашли с ними общего языка.
       Горько осознавать, что молодой зритель, который впервые пришел на спектакль, принимает нынешние "бескрылые" плановые постановки за чистую монету, предел возможного мастерства и отворачивается от театра. И это несмотря на то, что по заказу сверху и телевидение, и пресса изо всех сил могут тянуть провальный спектакль за уши и нахваливать на все лады и ноты. Мне думается, что Муртаза Рахимов и горстка его приближенных не способны ценить действительно высокохудожественные вещи. И в этом случае журналисты совершенно напрасно суетятся вокруг чиновников от Минкультуры и режиссеров слабых постановок, создавая так называемый позитивный образ.
       Естественно, последние довольны проделанной работой. Но зритель-то сходу понимает, где халтура, и если не опытен, то делает выводы о национальном театре с его вековой историей в целом. Мол, там отродясь ничего путного не умели. Что для мастеров сцены может быть страшнее и позорнее, чем такой удар по престижу?
       В новое тысячелетие культура и искусство республики шагнули с эстетикой и художественными принципами застойных 70-х годов. А могло ли быть иначе?
       Не могло. Ведь "кузницей" актерских и режиссерских кадров, Уфимским институте искусств, заправляет бывший заведующий кафедрой марксизма-ленинизма. И хотя он живет в другой стране, до сих пор исповедует эти принципы, калечит молодых музыкантов, художников, артистов, режиссеров. Правда, уже в более высокой должности - ректора вуза. Вице-премьер Халяф Ишмуратов, который отвечает за развитие культуры, образования и социальной сферы в республике, вообще выпускник Сельхозинститута, пламенный комсомолец. Министр культуры - партийный работник, дожидающийся выхода на пенсию. В замах у него бывшие заведующие отделами культуры райкомов. Неудивительно, что эти господа наруководили в культуре и искусстве.
       Чтобы устранить последствия их необдуманных решений и поступков и вернутся хотя бы к прежнему уровню развития театра, потребуются долгие годы напряженного труда. Башкирской культуре нужен глоток свежего воздуха. Она застоялась в затхлом суверенном болоте. И чем скорее руководство республики расстанется с привычкой тыкать пальцем, что можно, а что нет, и откажется от монополии на идеологию, литературу, драматургию и многое другое, тем лучше. Самобытное творчество народов Башкирии должно быть открытым и свободным.
       Для этого необходимо менять систему подготовки студентов и взаимоотношения властей с творческими Союзами писателей, композиторов, художников, работников киноискусства, журналистов, архитекторов, театральных деятелей, повышать качество учебного и воспитательного процессов в учебных заведениях, выдвигать на высокие должности побольше талантливой молодежи из профессиональной среды, заботится о музеях, библиотеках, сельских и районных домах культуры. Гастроли ведущих театральных коллективов России в Уфе таких, как "Ленком", Малый театр, театр им. Моссовета и Маяковского, театр Олега Табакова, "Сатирикон" должны стать правилом. А не редким исключением.
       Тогда люди действительно будут любить театр и во всей красе познают его могучую воспитательную силу и высокое духовное назначение. И поверьте мне на слово, это во сто крат лучше, чем гнет рахимовского правления и безысходность по поводу того, где мы живем.

Используются технологии uCoz