КАК РАЗВИВАТЬСЯ РОССИИ?

Поиск ответа на этот вопрос ведется в институте, который возглавил Александр Аринин


        Александр Аринин, известный российский политик, в течение шести лет достойно представлявший Башкирию в Государственной Думе Российской Федерации, приступил к реализации нового масштабного проекта. Он создал и возглавил Институт федерализма и гражданского общества. О задачах нового научного центра Александр Николаевич рассказал в интервью корреспонденту газеты "Отечество".
       - Если говорить предельно коротко, то главное, для чего создается институт - это самое активное участие в разработке концепции развития России на ближайшие 10-15 лет. Уже из названия понятно, что в центре нашего внимания будут проблемы развития и совершенствования федеративных отношений в нашей стране. В последнее время вокруг этих проблем идет напряженная полемика и в прессе, и внутри государственных структур. Выдвигаются самые разные идеи - от преобразования России в конфедерацию до установления жесткой унитарной системы, в которой нет места ни самоуправлению граждан, ни возможности выбирать руководителей местной власти.
       Очевидно одно: реформа назрела, идти дальше по тому пути, который ведет к фактическому распаду страны, больше невозможно. Судя по всему, это понимают и Владимир Путин, и другие претенденты на высший государственный пост в России. А это значит, что реформа государственного устройства рано или поздно состоится. Но чтобы реформаторские усилия не ушли, как это часто у нас бывает, в пар, необходима самая тщательная предварительная теоретическая проработка всех сторон и деталей предстоящих преобразований. Одним из центров такой работы и станет наш институт.
       - Хорошо известно, что свои предложения относительно основных направлений развития страны готовит Фонд стратегических разработок, возглавляемый заместителем министра экономики Германом Грефом. Ваш институт будет как-то взаимодействовать с этой влиятельной структурой?
       - У нас уже установлены тесные связи с фондом. И это очень важно. Потому что, хотя формально фонд не является государственным органом, именно здесь фактически вырабатывается стратегия развития страны на ближайшее десятилетие. К этой работе привлечены известные ученые, авторитетные научные центры, руководители важнейших государственных учреждений. Могу с удовлетворением сообщить, что в фонде с большим интересом отнеслись к идеям, изложенным в моих книгах, выпущенных за последние полтора-два года. Этот интерес обусловил сотрудничество, которое обещает быть весьма плодотворным.
       - Могли бы Вы хотя бы коротко сказать, в чем, по Вашему мнению, должны состоять основные идеи концепции развития России в начале нового века?
       - Конечно. Главное: в России должен, наконец, сформироваться новый для нашей страны тип государства, которое должно служить гражданам. Суть предлагаемой формулы "государство для граждан" состоит в признании властью приоритета прав человека над законами государства. Именно права человека являются стержнем новой доктрины развития России. Под правами человека я понимаю не какие-то отдельные политические или гражданские права, а права универсальные, которые состоят в свободе выбора человеком своего жизненного пути и личной ответственности за этот выбор. Никто, и прежде всего государство, не имеет права, ограничивать эти естественные права. Разумеется, если этот выбор не связан с нарушением законов.
       Чтобы реализовать идею "государство для граждан", необходимо выработать основные правила строительства нового типа государства. Какие это правила? Прежде всего, ЗАКОН должен иметь верховенство над политикой государства, ПРАВО на деле должно стать фундаментом всех общественных отношений. Далее, власть на деле, а не на словах должна быть разделена на три ветви: исполнительную, законодательную, судебную. Ни одна из них не должна присваивать себе верховные полномочия, а действия любого государственного органа могут быть оспорены в суде.        Следующим основным правилом является равноправие граждан. Принцип равноправия граждан исключает разделение людей по социальному происхождению и положению, полу, этнической принадлежности и вероисповеданию. Это означает, что недопустимо деление людей на "титульных" и "нетитульных", на "государствообразующих" и не имеющих права так называться, на "коренных" и "пришлых", на имеющих особые права и привилегии и не имеющих таковых.
       Важнейшим правилом является участие граждан в управлении государством. Государство должно принадлежать народу, а не быть частной собственностью какого-либо лица или государственного аппарата. При этом люди, на свободных выборах делегируя свои полномочия исполнительной власти, остаются независимыми. Независимость является их неотъемлемой собственностью. Поэтому в демократических правовых государствах ни одна власть не является суверенной, ибо суверенным является сам народ.
       Одним из основных правил является устойчивое развитие гражданского общества. Если большинство людей может активно участвовать в делах государства, участвовать в местном самоуправлении, другой общественной деятельности, а не быть пассивными зрителями и статистами, то гражданское общество можно считать развитым.
       Необходимыми правилами являются свобода слова, собраний, массовой информации, а также гарантии государственной защиты прав и свобод человека.
       - Безусловно, соблюдение этих правил необходимо для строительства правового, демократического и в то же время сильного государства. Но ведь наше государство еще и федеративное…
       - …И поэтому, продолжу вашу мысль, мы должны неукоснительно придерживаться еще ряда правил, соблюдение которых гарантирует стабильность нашего обширного и сложно устроенного государства. Они состоят в следующем: целостность государственного суверенитета федерации и отсутствие такового у ее составных частей; верховенство федерального права над правом субъекта федерации; единство экономической и социальной систем государства; единство системы государственных органов власти на всей территории федерации; равноправие субъектов федерации, а также территориальный подход к строительству федерации; не договорное, а законодательное, главным образом конституционное разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
       - Александр Николаевич, но ведь многие из этих правил прописаны в Конституции страны. Почему же они не реализованы?
       - Суть проблемы как раз и состоит в том, чтобы найти эффективные методы реализации данных правил. В эпоху Ельцина они так и не были выработаны. Сейчас история дает новый шанс. Но для этого власть должна отказаться от опоры на криминально-номенклатурные механизмы, на олигархические кланы, приватизировавшие бывшую государственную собственность и средства массовой информации. Бизнес на деле должен быть отделен от государства и от средств массовой информации. Наконец, нужна реальная, а не фиктивная борьба с коррупцией и организованной преступностью. Все это невозможно без твердой государственной воли. Я надеюсь, что такая воля в недалеком будущем будет проявлена - разумеется, в рамках закона. Правовой механизм для реализации этих задач есть, хотя в нем не хватает еще некоторых элементов.
       В этой связи наш институт берет на себя разработку ряда назревших законопроектов, таких как законы об ответственности должностных лиц и органов государственной власти России за нарушение Конституции и федерального законодательства, прав и свобод граждан, о механизме приведения в соответствие с Конституцией России законодательства субъектов федерации, противоречащих Конституции РФ и российским федеральным законам, об институте федерального вмешательства, о механизме исполнения решений Конституционного суда, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектами. Работа над этими законопроектами в рамках института уже ведется. Естественно, она согласована с ответственными государственными органами. То есть это своеобразный госзаказ. Мы готовим тексты законов, чтобы к осени представить их в Государственную Думу, и надеемся, что хотя бы некоторые из них будут приняты уже в этом году.
       - Александр Николаевич, хотел бы еще раз затронуть тему Вашего сотрудничества с Фондом стратегических разработок. Этот фонд многими воспринимается как некое теневое правительство России, которое в скором времени может стать правительством реальным. Вы не исключаете возможности того, что ваши энергия и знания будут востребованы не только для теоретических разработок, но и для претворения этих идей на практике?
       - Я ничего не исключаю.


Олег ТИХОНОВ.

Используются технологии uCoz