УХОДИТ ЭПОХА РЕГИОНАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ



       Президентский трон под Муртазой Рахимовым в последнее время сильно накренился. Скорее всего в самом ближайшем будущем его ждет участь Бориса Ельцина: самоотречение от должности. По самым различным сведениям, более чем прозрачные намеки об этом из Кремля уже поступили. Надеемся, что аргументы у центральной власти достаточно убедительные, а желание избавиться от одного из самых одиозных режимов пост-коммунистической эпохи - большое.
       Впрочем, дело не только в личности самого Рахимова (хотя и это немаловажно). Вместе с Ельциным уходит эпоха региональной самодеятельности, искусственно создаваемой расхлябанности, коррупции, воровства, наплевательства даже на создание видимости законности в отношении граждан. Час рахимовых пробил еще вчера. Что нас ожидает завтра?


СЕПАРАТИЗМ НАБИЛ ОСКОМИНУ


       Что бы ни говорили про суверенитеты, самостоятельность и прочие набившие оскомину понятия, политическое положение регионов, в том числе и Башкирии, определяется в Москве. Ельцин, рвавшийся к власти, позволял региональным баронам очень многое: "Берите суверенитета столько, сколько проглотите!" Никто не поперхнулся. Россию разделили на вотчины, в которых воротили в меру своей испорченности и по понятиям далекой то ли феодальной, то ли рабовладельческой эпохи (вплоть до диких шариатских судов, расстрелов на площадях, кражи людей, отрубания рук и голов).
       Такой порядок может и не устраивал президента страны, но у него не было ни сил, ни воли остановить беспредел. Позор в первой чеченской кампании, экономический крах, постоянная торговля с губернаторами и особенно республиканскими президентами - звенья одной цепи. Ни центральная, ни местная власти друг без друга обойтись не могли. Неслучайно, региональная элита в 1996 году буквально на руках внесла уже дряхлого Ельцина на царство во второй раз. А он закрывал глаза на все, что бы не происходило в регионах.
       И вот Ельцин ушел. По собственному ли желанию, под давлением обстоятельств, по болезни и старости - какая разница? На этом политическом погосте возник феномен Путина. Возник неожиданно и, казалось бы, на пустом месте. До неожиданного назначения на пост председателя правительства РФ полгода назад эту фамилию с трудом различали в быстро меняющемся списке государственных чиновников.
       Неожиданность сыграла роковую роль с региональными начальниками. Они не приняли Путина всерьез, несмотря на то, что Ельцин назвал его своим преемником. В тот период над их умами властвовали Юрий Лужков и Евгений Примаков, одного из которых прочили в будущие президенты. С большим энтузиазмом провинциальные властители занялись партстроительством под эти две фигуры и упустили из виду Путина, мгновенно превращающегося из темной лошадки в фаворита.
       Говорят, что Путина вознесла война в Чечне. Но война с сепаратистами была и раньше, и никому она не дала никаких политических дивидендов. Самого Ельцина, многих военачальников она уронила. Путина подняла не сама война в Чечне, а его позиция в ней. Впервые за многие годы политик взял на себя всю ответственность, твердо сказал будем "мочить" до последнего бандита. И ни разу от своего слова не отступил: ни под давлением доморощенных "правозащитников", ни под американо-европейским. Только тогда ему поверили и воюющая армия, и народ. Выборы в Государственную Думу упрочили политическое положение премьер-министра и освободили от зависимости от традиционных партий и региональных лидеров, которые настойчиво стали набиваться ему в друзья.
       Перед выборами президента кандидат Путин делает новые шаги в укреплении государственной власти Центра. На собраниях с судьями, прокурорами, работниками юстиции премьер-министр прямо требует приведения Конституций и законов субъектов Федерации в соответствие с российскими, полной независимости судебной и правоохранительной системы от местной власти. Это серьезные действия. Готовится радикальная реформа федерации, которая не предусматривает участия в ней таких личностей, как башкирский президент Муртаза Рахимов, столпа безмерного развития суверенитета, неподконтрольности и неподотчетности никому.


РЕЖИМ ГОТОВ РУХНУТЬ


       У Муртазы Рахимова шаткое и подвешенное состояние не только потому, что он явно выпадает из общероссийского политического и государственного направления. Он, пожалуй, единственный республиканский президент, легитимность избрания которого на этот пост стоит под большим вопросом. По крайней мере, Верховный Суд России установил и своим решением признал факт незаконного отстранения двух кандидатов в президенты Башкирии от участия в избирательной кампании. Протест Александра Аринина, оспаривающего итоги тех выборов, пока лежит без движения в президиуме Верховного Суда РФ. Но движение ему можно придать в любой момент.
       Мешает Рахимову также политическая неразборчивость, ошибки в выборе политических приоритетов, стремление решать проблемы сепаратными переговорами с отдельными политиками и государственными чиновниками. Мы помним его членом бюро обкома КПСС, активным приверженцем черномырдинского "Нашего дома - Россия" и вот в последнее время - яростным сторонником "Отечество - Вся Россия". И каждое из этих движений и их лидеров он бросал моментально, как только во властных структурах России происходил поворот.
       Особенно памятно его свежее политическое "хождение" в "Отечество - Вся Россия". По команде президента по всей республике создавались организации этого движения: сначала "Отечества", затем "Вся Россия", и, наконец, совместное объединение. Были пышные, прямо-таки царские встречи в Уфе Лужкова с подарком в виде медвежьей шкуры (которую, впрочем, московский мэр так и оставил в оперном театре). Умопомрачительные по размаху и дороговизне съезды во Дворце нефтянников. Несмолкаемо шла пропаганда движения на местном телевидении и в газетах. В ходе выборной кампании в Государственную Думу в республике попытались закрыть две программы российского телевидения, а в день голосования президент пошел на беспрецедентный шаг - он незаконно по телевидению выступил с призывом голосовать за ОВР.
       19 декабря прошлого года так тщательно и с любовью возводимая региональным начальством политическая конструкция в одночасье рухнула. Как выясняется, она погребла под собой надежды старой элиты продлить свое прежнее существование. На выборах фактически победил такой же неизвестный, как перед этим Путин, пропутинский блок "Единство". Выборы показали кто есть кто на сегодняшний момент в России.
       Конечно, Рахимов не был бы Рахимовым, если бы не попытался пойти по известному ему пути. Он моментально отрекся и от Лужкова, и от Примакова. Помнится его позорное интервью программе НТВ, когда Рахимов заявил, что конечно на президентских выборах поддержит Путина и денег для избирательной кампании много найдет.
       Предприняты были и другие шаги, чтобы понравится и.о.президента. Многие депутаты Госдумы,избранные в Башкирии по спискам ОВР, быстро ретировались из этой фракции. В республике ударными темпами идет строительство партии "Единство", возглавлять путинский предвыборный штаб Рахимов направил главу своей администрации. В средствах массовой информации ничего не слышно о тех политических движениях, в которых ранее состоял президент. Как-то сами собой заглохли разговоры о введении собственного гражданства, законопроект которого давно подготовлен в Госсобрании республики, молчат и о создании собственной судебной системы, которой местным властям так нехватало. Нет резких высказываний в адрес Центра. Одним словом, Путина в Уфе полюбили. Но не встретили взаимности.
       Фактически Путин с Рахимовым не встречается, разве только для разносов, как это было в Оренбурге после отключения в республике московских телеканалов. После взбучки телеканалы заработали. Рахимова не пригласили в инициативную группу по выдвижению Путина кандидатом в президенты. Шаймиева, Яковлева и некоторых других, бывших вместе с башкирским президентом основателями ОВР, в эту команду взяли, Рахимова - нет. Совсем недавно рахимовская администрация распространила слух о приезде Путина в Уфу на открытие нового здания Башкирского драмтеатра, а приехал зам. министра культуры.
       И.о. президента ясно дает понять о том, что чрезмерный суверенитет и сепаратизм выходят из моды. Вместе с этим уходят из власти те, с кем эта политика отождествлялась. И Рахимов скоро уйдет, а нас похоже ждут интересные политические события.


КТО ПРИДЕТ НА СМЕНУ?


       Вместе с Муртазой Рахимовым неизбежно уйдет и созданный им тоталитарный режим, у которого нет шансов на спасение. Этот режим характеризуется тем, что он создается под одного конкретного человека. Он правит, судит и наказывает. Все идет от этого человека или приписывается ему. Не воюют между собой люди - заслуга президента, построили в деревне дом - это благодаря ему, принесли старику пенсию - тоже самое. Окружением создается видимость обожествления народом президента, его портреты развешиваются даже в детских садах и яслях.
       Весь государственный аппарат, до сельсовета включительно, назначается и смещается Рахимовым, руководители предприятий и сельхозорганизаций - зависят от него. Фактически все мы зависим от него. С помощью милиции, прокуратуры, судов он имеет возможность стереть в порошок любого, кто осмелится противоречить.
       В республике нет реальной оппозиции созданному режиму. Открыто выступать против него осмеливается только общественное объединение "Русь", начинает поднимать голову недавно воссозданное республиканское отделение объединения "Яблоко", иногда огрызается коммунистическая организация Башкортостана. Остальные почти все партии и общественные организации или созданы непосредственно режимом, или находятся под его полным контролем. Из них даже придумали что-то вроде совета при президенте, чтобы, значит, не высовывались.
       Чиновников удерживает около президента в первую очередь страх - для них быть выкинутым из системы, значит потерять все. Но очень многих привлекают и оклады, и престижные квартиры, на которые режим не скупится. Будут вернее служить.
       Чиновники, конечно, служат, и очень многие из них - не дураки. Они прекрасно понимают, что дни режима сочтены, а валиться вместе с президентом никому не хочется. Сейчас в правительстве, в администрации президента разворачивается драма, кое для кого она может закончиться трагедией: каждый ищет к кому прислониться, на кого сделать ставку. В кабинетах давно все смотрят друг на друга с подозрением, на серьезные темы говорят только там, где нельзя подслушать.
       Тем не менее слухи ползут, сколачиваются группы, готовые побороться за падающую власть. Поскольку Муртаза Губайдулович имя своего преемника еще не объявил и вряд ли объявит, то каждая группировка постарается занять почетное место явочным порядком, политическая рукопашная пойдет нешуточная.
       Уже объявили первых желающих прорваться к власти. В газете "Московский комсомолец", выходящей в Уфе, обвинили в бонапартистских намерениях главу администрации столицы Ф.Ямалтдинова и финансового "олигарха" местного значения Р.Бигнова. Пресс-служба городской администрации попыталась вяло опровергнуть "домыслы". Но "ату" уже сказано. Видимо, этот тандем первым испытает на себе ярость атак конкурентов.
       Среди возможных претендентов на престол называют нынешнего премьер-министра Р.Байдавлетова, а также группу самых приближенных к президенту - зам.премьера Р.Гарифуллина, главу администрации И.Габитова и госсекретаря Адигамова. Среди них самым раскрученным является, конечно, премьер, который в последние месяцы прилагает массу усилий, чтобы постоянно быть на виду. Остальных из этих групп население мало знает, а об истинных намерениях даже не догадывается. Своего они ничего не говорят, а только по-попугайски повторяют известные сентенции своего босса.
       К сожалению, для всех перечисленных чиновников известный политический ресурс исчерпан. В России и в Башкирии не остается места для идеологии национализма, шовинизма, сепаратизма, тотального контроля над экономикой, общественной и частной жизнью. Других идей от названных лиц мы пока не слышали и вряд ли услышим.
       Наступает эпоха новых идей, а значит и новых людей, готовых ставить перед обществом задачи, адекватные времени, решать накопившиеся проблемы с помощью более прогрессивных технологий.
       Есть ли такие люди в Башкирии? Скорее всего, есть, только достаточного выхода в свет им до сих пор не давали. Возрастает, например, феномен Александра Аринина, дважды избиравшегося депутатом Государственной Думы, несмотря на сильнейшее противодействие республиканских властей. По сути на сегодняшний день он является единственным открытым оппонентом существующему режиму. К нему все больше примыкают те, кто хочет изменить положение в республике к лучшему. Это дает надежду, что мы все-таки сможем ответить на вызов современности.


Сергей КУЗНЕЦОВ.

Используются технологии uCoz