ЗРЕЛОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА...



       Журнал "Личность" - новое издание Российской Академии Естественных Наук, выходящее с прошлого года по инициативе академика РАЕН, доктора политических наук Александра Аринина. Выпущено пока только четыре книжки, каждая из которых посвящена определенной теме: "Личность и цивилизация", "Личность и политическая культура", "Личность и экономика", "Личность и гражданское общество". В первом номере создатели журнала заявили: "Альманах, который Вы сейчас взяли в руки, - плод интеллектуальных и нравственных усилий группы свободных ученых и политических деятелей России. Единственный мотив его написания - нарастающее беспокойство за судьбу человека, а, следовательно, и всей российской цивилизации".
       Чтобы познакомить наших читателей с журналом, мы решили напечатать заметки из статьи А.Аринина "Зрелость гражданского общества - основа устойчивого развития и безопасности России", опубликованной в декабрьском номере за прошлый год.


***


       Одни представляют гражданское общество как сумму всех "не-государственных" чувств, мыслей и действий граждан, их способность к самоорганизации. Проще говоря: государство - это одна сфера, а гражданское общество - совсем другая. Так сказать, две стороны одной медали. Даже не просто две стороны, а именно два противостоящих полюса: один олицетворяет отрицательную энергию, другой - положительную. Государственники приписывают знак "минус" гражданскому обществу, в котором видят только хаос и смуту. Вожди оппозиции и их клиентелы видят главное зло в нынешнем государстве, обещая заменить его собственным - хорошим и справедливым - правопорядком.
       Существуют, правда и иные мнения. Они сводятся к описанию всякого рода частных, хотя и важных признаков политической жизни - различиям религий, идеологий, возрастов, пола, этнического состава, языка и др. В итоге гражданское общество как бы распадается на десятки и сотни гражданских обществ - земляческих, губернских, партийных, конфессиональных, семейных, групповых и так далее. Вплоть до каждой личности, каждого Я, как самостоятельного и самодостаточного "общества" человека с самим собой. В итоге все сводится к идее индивидуализма и анархии.


***


       Между тем все мы являемся членами нынешнего российского общества, а значит объективно соединены между собой невидимыми гражданственными (и гражданскими) узами. Это узы морально-духовной солидарности, - не по паспорту или прописке, не по крови или вере, не по идеологии или социальному статусу, и тем более не по местонахождению, возрасту или полу, - а по совместному и сознательному отношению к жизни, к себе и обществу, по ответственности за продолжение рода и российской цивилизации, если хотите, - за весь мир, всю природу, и все человечество. Именно такое сообщество свободных, деятельных и ответственных личностей и есть реальное, живое, а не мифическое гражданское общество. Вот и все. Никакого другого гражданского общества нет, если, конечно, не жонглировать модными и непонятными терминами и не напускать псевдонаучного тумана.


***


       Гражданское общество - понятие не юридическое или политическое, а духовное и энергийное. Ведь речь идет именно об энергийных проявлениях (отношениях) личностей в социуме, не подчиненных формальной необходимости, даже нарушающих ее по своей воле и часто вопреки воле государства. Это и есть проявление социальной энергии человека, гражданина, его внутреннего категорического самоимператива, его возбужденной воли. Гражданское общество представляет собой огромное невидимое поле таких воль и энергий индивидуумов, сознающих себя не только свободными людьми, но и ответственными членами своего рода. Это не масса физических тел, а социальное сотворчество душ, коллективный дух, или, как говорил Гегель, "народный дух". Зауживать его моралью и правом возможно, но бесперспективно: дух все равно выйдет наружу, ибо он есть жизнь человеческой души, ее творчество.
       Гражданское общество - категория не абстрактная, а экзистенциальная. Она отражает всего лишь специфический образ воли людей к жизни, их стремление к самоорганизации ради обеспечения жизни своей и своего потомства. Для этого людям приходится изменять существующие социальные обстоятельства, постоянно воздействовать на власть и других людей, искать самовыражение внутренней энергии. Это и будет то, что мы называем гражданским обществом.
       Нелепо представлять гражданское общество в образе идеала счастливой семьи ангелоподобных существ. Оно состоит из живых и грешных людей, поставленных в определенные отношения с другими себе подобными, с государством, с человечеством, наконец.
       Без ответственности и связанного с ней представления об обществе поведение людей превращается в жесткую, непримиримую борьбу частных интересов. Свобода выбора и ответственность человека являются важнейшим условием социального, правового, экономического, политического и культурного прогресса. И нравственная обязанность каждого гражданина заключается в том, чтобы каждый его поступок способствовал прогрессу общества.


***


       Счастлив тот народ, где государство и гражданское общество развивается в сотрудничестве, где их устремления совпадают. В противном случае вместо гражданского согласия наступает гражданская война. По сути дела она в России еще не закончилась, если иметь в виду те реальные социальные, этнические и политические конфликты, которые происходят на наших глазах. Но все эти факты вовсе не свидетельствуют об отсутствии гражданского общества. Скорее, даже наоборот.
       Поэтому я скажу так: гражданское общество в России есть, и оно таково, каково есть. Оно имеет свои достоинства и недостатки, свои черты и формы проявления, свои традиции. Поэтому оно не похоже на гражданское общество в Японии или Кении. Стричь всех под одну гребенку невозможно. Лишь смелый молодец Добрыня Никитич хотел подравнять лес, вытягивая одни деревья вверх и вбивая другие еще глубже в землю.
       Поэтому трудно согласиться с точкой зрения об отсутствии и слабости нашего гражданского общества. Сегодня оно неизмеримо сильнее, чем вчера.


***


       Принято почему-то считать, что гражданское общество и государство это только антагонисты и враги. Иного не дано. Отсюда и рождается противопоставление государственников и либералов. На деле все обстоит как раз наоборот. Соперничество политических группировок породило миф о невозможности какого-либо мира между гражданским обществом и государством. Конечно, борьба между ними идет всегда. Но если она ведется в конституционном поле, то ничего страшного не происходит. Опасность возникает, когда государство или граждане нарушают закон. Но еще хуже - это покорность, пассивность, смирение, безразличие и безответственность граждан, а также вялость, растерянность, безволие государства.
       Российская ситуация, как ни прискорбно, характеризуется и нарушением конституционности, и слабостью гражданственности. Но такое положение не может продолжаться вечно. Гражданское общество мало-помалу начинает проявлять собственную творческую энергию.


***


       В России, ввиду ее огромных территорий, множества регионов, этносов, культур, гражданское общество никоим образом не может быть одномерным и единообразным. Оно делится на различные сегменты: городские и сельские, конфессиональные, половозрастные, профессиональные, политизированные и даже криминальные. Иначе и не могут люди объединяться между собой. Только тоталитарные режимы сбивают людей в кучу, навязывая им свою идеологию, одну политику и одну свободу - свободу от собственных интересов и желаний, личного мнения, частной инициативы. Патриоты объявляются "врагами народа", прислужники власти - героями, свободные умы - диссидентами. Не гражданственность, а страх и зависимость от диктата власти - вот что руководило многие годы поведением большинства наших граждан.
       Однако, во многих городах и регионах активность граждан уже достигла весьма впечатляющих масштабов. Существуют и действуют влиятельные партии и иные общественные институты, издаются независимые газеты, налаживается авторское телевидение. Набирают силу новые движения граждан, с интересами и волей которых уже нельзя не считаться. И местные власти вынуждены учитывать это обстоятельство в своей работе. Правда, часто это делается неискренне, что еще больше отвращает граждан от политики.
       Как бы то ни было, общей задачей российского государства и каждого истинного патриота является максимальное развитие чувства гражданственности и активности людей. Без этого никакое успешное и устойчивое развитие, никакая безопасность личности и общества просто невозможны.

Используются технологии uCoz