СУВЕРЕНИТЕТ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ



       Госкомстат Республики Башкортостан выпустил статистическое обозрение "Башкортостан, годы суверенитета", посвященное 10-летию государственного суверенитета РБ (1990-2000гг.). Знакомство с содержанием этого материала показывает, что его надо бы именовать не "статистическое обозрение", а "статистическое одурачивание", ибо именно с этой целью оно и состряпано, другого слова не подобрать. Дело в том, что в нем старательно, скрупулезно собрано все то немногое положительное, которое отыскали авторы в движении экономики республики за эти 10 лет. Также старательно и скрупулезно они пытались скрыть все негативное, что и в основном характеризует нашу экономику этого периода.
       Первое, что в этом документе удивляет - это сознательная подмена сравнительной базы. Заключается она в том, что показатели экономики Башкортостана даются не в сравнении с регионами, составляющими Уральское экономическое сообщество, а с республиками и областями Приволжского Федерального округа, т.е. в основу положен не экономический, а политический контекст. Для чего это сделано, понять нетрудно. По большинству важнейших параметров экономика республики занимает в своем экономическом районе предпоследние, последние места, в политическом же - 2-3 из 14 регионов, после Татарстана и Самарской области.
       У рядового читателя после знакомства с обозрением создается ложное представление об успешном экономическом развитии республики в силу того, что многие абсолютные показатели, связанные с трудовыми, природными и другими естественными ресурсами, т.е. с физическими масштабами, умело преподносятся как успех, достижение. К примеру, количество хозяйствующих субъектов по состоянию на 01.01.2000. по данным обозрения в Республике Башкортостан составляет 54,4 тыс., а в Республике Марий Эл - всего 10,5 тыс.(см.таб.). Или сведения об объемах продукции сельского хозяйства - наибольшим в РБ он был в экономическом и политическом районах и в 1990, и в 1999 годах. Что это, достижение? Отнюдь. Это всего-навсего данные о физических размерах республик, которые выдаются за положительные результаты суверенитета.
       В таком же "духе" в означенном обозрении применены и другие многочисленные некорректные приемы оценки явлений, фактов экономической жизни, которые достаточно хитро уводят читателя от истинного понимания ее реального состояния. По поручению ряда общественных движений, объединений оппозиционного толка в мою задачу входило дать краткий объективный обзор социально-экономического развития республики за последние 10 лет, которые власти считают годами реализации суверенитета.
       Итак, начнем с анализа развития промышленности. В послании президента на 2000 год утверждается, что "…индекс физического объема промышленного производства в 1999 году составил 106,5 процента". Спрашивается, в процентах к чему? Оказывается к уровню 1998 года, который упал к уровню 1991 года до 54 процентов. А что же произошло в этой отрасли за 10 лет суверенитета - об этом ни слова. К чести составителей статистического обозрения надо сказать, что они все-таки осмелились в этом праздничном обзоре дать истинную картину, очевидно в расчете на то, что она доступна немногим и не каждый разберется, что к чему. В 1999 году объем промышленного производства упал до 57,1 процента к уровню 1990 года (начало суверенитета). На деле это условно означает, что если в 1990 году произведено продукции на 100 руб., то в 1999 году - на 57 руб.10 коп.(1998 - 53 руб.60 коп). Вот так и родился рост на 106,5 процента (57,1:53,6x100), хотя за годы суверенитета он сократился почти вдвое.
       В докладе на торжественном заседании, посвященном 10-летию суверенитета, говорится, что "основой успешного развития нашего производственного потенциала по-прежнему остается устойчивая работа топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности". Интересно посмотреть, что же на самом деле происходит. Сначала давайте взглянем на статистику.

      Динамика развития отраслей промышленности РБ за годы суверенитета


ОТРАСЛИ К уровню 1990 года ( %% )
1991г. 1999г. 1 полугодие 2000г.
Электроэнергетика 96,7 71,8 74,7
Топливная промышленность 98,0 53,4 57,1
Нефтедобывающая 93,9 49,8 48,1
Нефтеперерабатывающая 100,0 53,5 64,3
Химическая и нефтехимическая 97,8 90,9 116,3
Машиностроение 109,1 55,8 60,9
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность 106,7 48,0 49,3
Легкая промышленность 108,5 32,3 48,6
Пищевая промышленность 91,7 70,0 69,4

       Судя по этим данным, об устойчивой работе отраслей промышленности говорить не приходится, разве что кроме химической и нефтехимической. Фраза в упомянутом докладе не более, чем ложь, расcчитанная на дезинформацию общественности. Это, во-первых. Во-вторых, анализ структуры промышленного производства выявляет очень опасную тенденцию - ее движение к гипертрофированности развития отрасли. Выражается она вот в чем. До суверенитета в формировании промышленного потенциала участвовало большее количество отраслей, что снижало степень риска кризиса отрасли. В структуре промышленного производства удельный вес составлял: топливно-энергетического комплекса - 22,4, химической и нефтехимической - 14,2, машиностроения - 23,9, легкой - 8,9, пищевой - 15,1 процента. За годы же суверенитета более 50 процентов промышленного производства сместилось в топливно-энергетический комплекс, захирели машиностроение, легкая, пищевая и другие отрасли промышленности. Значительно увеличился риск кризиса в промышленности, т.к. все теперь зависит от состояния одной отрасли: плохо обстоят дела в ней - ухудшаются показатели экономики в целом. А дела здесь действительно неважные. В нефтедобыче и нефтепереработке, составляющих основу топливно-энергетического комплекса, ситуация очень сложная. Если в 1991 году нефти добывалось 22,9 млн.т., то в 1999 году - 12,2 млн.т., перерабатывалось соответственно 45,2 и 22,3 млн.т. Падение объемов продолжается. Отрасль все больше и больше впадает в зависимость от поступления сырья извне.
       Машиностроение и металлообработка. Удельный вес продукции отрасли снизился с 23,9 в 1991-м до 11,9 процента в 1999 году, т.е. в 2 раза. Произошло это за счет 5-10-кратного сокращения производства продукции: металлорежущих и других видов станков, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственных, строительных дорожных машин и т.д.
       Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность "сократилась" за годы суверенитета на 52 процента. В этой отрасли нет ни одного светлого пятна кроме сохранения небольших объемов производства клееной фанеры и древесноволокнистых плит. Республика Башкортостан - край богатейших лесов, стремительно теряет здесь свои позиции.
       Легкая промышленность - отрасль, которая по существу идет к своему исчезновению. Объемы упали до 30 процентов досуверенного уровня. Производство отдельных видов изделий сократилось сначала в сто, а потом в триста раз (хлопчатобумажные ткани, куртки спортивные утепленные и др.). Пошив костюмов до суверенитета превышал один миллион шт., ныне - 39 тыс. Особенно пострадал от ассортимент детских товаров. По существу прекращено производство получулков, пальто и полупальто, шерстяных и шелковых платьев, юбок, хлопчатобумажных брюк, валеной обуви.
       Пищевая промышленность относительно благополучная отрасль, сохранившая за годы суверенитета порядка 70 процентов объемов. Значительно возросло производство сахара, водки и ликероводочных изделий, освоены мощности по производству растительного масла. Однако допущены спады производства основных продуктов питания: мяса (7 раз), мясных полуфабрикатов (более 10 раз), цельномолочной продукции (более 2 раз), сухих молочных смесей для детей (15 раз) и т.д. Это отчасти можно объяснить падением спроса ввиду недоступности ряда продуктов из-за высоких розничных цен. Но основная причина, конечно же, в резком ухудшении дел в сельском хозяйстве, где производится сырье для выработки основных продуктов питания.
       Строительство. Статистика в этой отрасли настолько постаралась в деле сокрытия истинного положения, что о ее состоянии приходится судить только по показателям физических объемов строительства важнейших объектов в отраслях народного хозяйства. Так, ввод жилья за годы суверенитета упал с 1,8 млн. кв.м. до 1,3, с 453 кв.м. в расчете на 1000 человек населения в 1991 году до 315-363 кв.м. за годы суверенитета. Интересно отметить здесь еще один момент: доля индивидуального строительства жилья в общем объеме в начале суверенитета составляла 25 процентов, в ходе же его достигла 60 процентов, т.е. основная тяжесть строительства жилья возложена на плечи самого населения, а не властей. В сельской же местности из построенного в 1999 году жилья 726 тыс.кв.м. - 685 тыс. (93 процента) построено силами самих сельских жителей. Вот она, хваленая забота властей о селе!
       Много шумихи официальная пропаганда поднимает вокруг школьного строительства, на сдачу чуть ли не каждой школы едет сам президент. На самом же деле ситуация здесь скорее печальная, чем радостная. В 1991 году было введено школ на 20,5 тыс. ученических мест, и президент физически не успевал открывать школы, в 1999 году - на 5,2 тыс. мест, теперь он успевает это сделать. Ввод дошкольных учреждений сократился почти в 20 раз, амбулаторно-поликлинических учреждений - 5 раз. По поводу поликлиник на 10000 человек населения, республика занимает одно из последних мест в Уральском экономическом районе. Самое главное достижение в этой отрасли, имеющее большую социальную значимость - это строительство газовых сетей, объемы которых увеличились за годы суверенитета в 3 раза. И это, пожалуй, одна из немногих позиций не только в строительстве, но и во всей экономике, что могут приписать власти в пользу суверенитета.
       Транспорт и связь. В этих отраслях, естественно, сказалось общее снижение объемов производства товаров за годы суверенитета. Значительно сократились железнодорожные (на 63%), автомобильные (66%) и внутренние водные (74%) перевозки. Благодаря введению системы бесплатных перевозок сохранился пассажирооборот. Положительным итогом функционирования транспортной отрасли является значительное увеличение протяженности автомобильных дорог, троллейбусных линий. Однако в этой отрасли есть факт, не регистрируемый статистикой - это сервис обслуживания на общественном транспорте, который по своей запущенности не поддается никакому сравнению с каким бы то ни было регионом. Убогий, ободранный внутренний вид, грязь, холод в салонах - характерное состояние транспорта общественного пользования. Появление водителя трамвая перед каждым перекрестком с ломом для перевода стрелки выглядит анахронизмом по сравнению с городами соседних регионов. Немало сделано за годы суверенитета в развитии связи. Почти в 2 раза вырос один из основных ее показателей - обеспеченность населения домашними телефонами сети общего пользования, но он еще ниже чем в среднем по России и далеко не на первом месте в Уральском регионе. Значительно ухудшилась вещательная база: в 1,5 раза уменьшилось количество телевизионных станций, в 5 раз радиотрансляционных узлов, не в один десяток раз - радиотрансляционных точек.
       Сельское хозяйство. В 1999 году объем продукции сельского хозяйства составил по данным статистического обозрения 77 процентов к уровню 1990 года в РБ и 57 процентов по России. Казалось бы, что в республике удалось несколько смягчить аграрный кризис, но возникает вопрос - за счет чего? Власти пытаются утверждать, что это благодаря мудрой аграрной политике, проводимой ими за годы суверенитета. Однако даже пристрастная статистика не может скрыть того, что это не так.
       Данные говорят о том, что подавляющая часть продукции производится ныне в хозяйствах населения. Читатель может спросить, почему автор анализа умалчивает о роли колхозов, совхозов, в которых производится весь объем зерна, сахарной свеклы и семян подсолнечника. Да, это так, но это не результат суверенитета, а объективная действительность. Эти культуры возделываются на более чем 2 млн. гектарах, которые не под силу ни хозяйствам населения, ни фермерам. Так было до суверенитета, так происходит и сейчас.
       В докладе по случаю суверенитета утверждается: "В республике созданы предпосылки для качественного обновления агропромышленного комплекса". Что же имеют в виду власти под этими предпосылками? Главная из них заключена в следующей фразе доклада: "…мы решили на первом этапе не торопиться с реформированием колхозов и совхозов". Вот это-то и погубило их, они сегодня разваливаются стихийно, ни у кого не спрашивая реформироваться им или нет, ибо уже нечего реформировать. Наивные попытки оправдать эту неумную политику со ссылкой на то, что Башкортостан входит в первую тройку регионов России по объему валовой продукции сельского хозяйства ничто иное, как ловкий пропагандистский трюк, расчитанный на обывателя. Так было всегда, а не благодаря суверенитету, в силу естественных, природных размеров отрасли сельского хозяйства республики, и прежде всего земельной площади.
       Власти, провозгласив лозунг сохранения колхозов, совхозов не по экономическим, а политическим соображениям, бросили их в рыночную стихию без достаточной финансовой и иной помощи. Если в 1995 году, к примеру, на развитие сельского хозяйства (т.е. колхозов, совхозов) направлялось 15 процентов средств, то в бюджете на 2000 год заложено 6,9 процента. Объем расходов на развитие отрасли в основном сравняли с расходами на содержание госаппарата. Инвестиции в основной капитал АПК в общем объеме инвестиций по народному хозяйству РБ составили в 1991 году 33,3, а в 1999-м - 13,6 процента. Селу в 1999 году поставлено 51,1 тыс.т. автобензина, 151,5 тыс.т. дизтоплива, что составляет к уровню 1995 года 22 и 33 процента соответственно. О какой же поддержке села говорит президент?
       Провал недальновидной аграрной политики вынудил власти выкинуть очередной лозунг: на днях президент объявил главной задачей всех органов власти, от Кабинета Министров до сельских советов, закуп продукции у населения. Хозяйства населения уже обложены заданиями, власти на местах под разными угрозами выбивают их. В недавнем телевизионном интервью глава администрации Благоварского района договорился до того, что реально втрое увеличит сбор молока от населения. И ведь он это будет делать! Все это приведет в скором будущем к тому, что крестьянин не захочет держать ни корову, ни быка, ни другой скотины, ибо все это будет обложено натуральным налогом.
       Таким образом, пропагандируемое властями "благополучие" села как результат политики сохранения колхозов, совхозов за годы суверенитета - это миф. Реальность же такова, что достигнуто оно за счет вынужденных усилий личных подсобных хозяйств населения, куда власти не вкладывали ни рубля. Вот оказывается кто "виновен" в том, что глубина падения сельского хозяйства Республики Башкортостан не столь глубока как по России в среднем, так и в некоторых ее регионах.


Тимур ГАЛИЕВ,
кандидат
экономических наук.
Используются технологии uCoz