АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ



       В Башкирии очень развит миф о том, что у нас самое лучшее сельскохозяйственное производство. В республике много говорится о приоритетной поддержке агропромышленной отрасли. Она выражается, прежде всего в сохранении колхозно-совхозной структуры организации производства и продолжении политики дотаций. Все сельские районы республики имеют дефицитный бюджет и зависят от субвенций и трансфертов республиканского. По сути, живут за счет того, что производят горожане. Но об этом мы поговорим чуть позже. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве меньше, чем среднереспубликанский показатель почти в 2,5 раза и ниже черты бедности, кроме того, ее средняя задолженность составляет 4 месяца.
       Все это, с одной стороны, позволяет активно использовать внеэкономические средства принуждения, с другой, практически полностью подчиняет население села политической воле правящего режима.
       Стратегия развития агропромышленного комплекса исходит скорее не из экономических, а политических интересов республиканского руководства. Продолжение дотирования сельского хозяйства стало возможно в условиях наличия в республике развитых сырьевых отраслей промышленности (особенно нефтедобычи и нефтепереработки) и особых льготных межбюджетных отношений с федеральным центром. Остальные регионы России таких возможностей не имели (аналогичные условия есть только в Татарстане и, отчасти в Якутии). Именно это позволило сохранить и колхозно-совхозное производство. Его низкая эффективность обнаружилась достаточно давно, но оно очень удобно с точки зрения мобилизации сельского населения и контроля за ним. Это не новость. Например, немцы на оккупированных территориях СССР также сохранили эту организацию на селе, поскольку через нее не только было удобно командовать населением, но и реквизировать продовольствие.
       На сегодня в республике номинально 42% крупных и средних предприятий сохранили статус колхозов и совхозов, но на практике большинство коллективных сельских хозяйств, сменив название и преобразовавшись в товарищества и акционерные объединения, сохранили прежние формы организации производства. В итоге, располагая 81% площади сельскохозяйственных земель, они производят 51% продукции. В то время, как на приусадебных участках населения производится 48%, а в фермерских хозяйствах - чуть больше 1%. В 1990 году сельскохозяйственные предприятия производили две трети продукции, а население одну треть.
       Особенно важна поддержка сельских жителей для М.Рахимова была в начале 90-х годов. Именно на это время приходится пик материальной помощи селу. Особенно за счет топливно-энергетического сектора экономики. Тогда, разоряя нефтеперерабатывающие заводы, туда отгружали столько ГСМ, что хватало еще и на то, чтобы активно приторговывать ими.


ПОСТАВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ МИНСЕЛЬХОЗПРОДУ РЕСПУБЛИКИ (тысяч тонн )


  1993г. 1994г. 1995г. 1996г.
Автомобильные бензины 318,5 303,3 229,8 187,9
Дизельное топливо 613,6 553,6 465,1 401,0

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОПЛИВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ

  1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г.
Бензины автомобильные, тыс.тонн 269,7 233,6 225,3 208,4 187,6 194,6
Топливо дизельное, тыс.тонн 536,3 492,9 493,3 467,7 414,5 406,9

       Куда девались сотни тысяч тонн горючего, которое по всем отчетам так и не было задействовано в битве за урожай, нам не расскажет ни один следователь. Но это была плата за власть. Обратная сторона такой щедрости станет понятна, когда мы расскажем о ситуации на республиканских нефтезаводах.
       Экономический итог такой политики предопределен. И в реальных цифрах выглядит следующим образом:


  На 1.01.2000 К 1.01.1991 Сопоставимо
Крупный рогатый скот 1 721 700 71,9% с 1966 г. - 1747,9 тыс. голов
коров 751 500 90,7% с 1967 г. - 760,2 тыс.
свиней 632 100 55,8% с 1960 г. - 766,3 тыс.

       По численности стада овец и коз мы уже опустились до уровня прошлого, XIX века.
       В 1999 году в хозяйствах всех категорий было произведено 392,1 тыс. тонн скота и птицы в живом весе (73,6% к уровню 1990 г.), молока - 1506,1 тыс. тонн (78% к 1990), яиц - 1132,9 млн. штук (98,7% к 1990). Средний удой молока от одной коровы по сельскохозяйственным предприятиям составил 2094 кг (80,7% к уровню 1990 г., в 1960 г. - 2085 кг.)
       Рассмотрим итоговый валовой сбор зерна за десятилетия:
       1950 - 1959 гг. - 20,9 млн. т.;
       1960 - 1969 - 35,6 млн. т.;
       1970 - 1979 - 42,3 млн. т.;
       1980 - 1989 - 39,8 млн. т.;
       за 1990 - 1999 года собрано 35,3 млн. тонн.
       Здесь комментарии не нужны. Необходимо понимание того непреложного факта, что либо в сельском хозяйстве начнут что-то реально делать для подъема производства, либо неуклонная деградация продолжится. Но если в начале девяностых для качественного улучшения были достаточные материально-технические условия, то сегодня по уровню технической оснащенности и состоянию материальной базы многие хозяйства также опустились на показатели пятидесятых-шестидесятых годов.
       Пока пропаганда о "небывалых успехах башкортостанских хлеборобов" работает гораздо лучше, чем Кабинет Министров и лично всезнающий президент.
       В 2000 году нам еще не решаются объявить итоговую цифру. Но, судя по предварительным данным, она будет в районе 2,7 млн. тонн. Для сравнения. Считается, что для достаточного обеспечения населения всеми продуктами питания надо производить 1 тонну зерна всех видов (на муку, фураж, семена и т.д.) на человека.
       По своему саду и огороду каждый из вас может сам сделать вывод, насколько благоприятен был климат в этом сезоне. Но у нас уже принято: если урожай меньше 3 миллионов, то виноваты сложные погодные условия, если больше, то благодаря заботам и мудрой политике лично М.Г. Рахимова (смотри официальную прессу за соответствующие годы).
       Из них 1,1 млн. тонн у сельчан заберут в счет кредитов. Этим ходовым товаром будут распоряжаться уже республиканские чиновники и близкие к ним коммерческие структуры.
       Все аграрные районы являются дотационными, в них до 88 % бюджета формируется из республиканских фондов. Практически вся экономика этих территорий полностью подконтрольна республиканской или местной власти. При этом производственные структуры, расположенные там, полностью находятся в зависимости от принимаемых республиканскими органами управления решений. Периодически им ограничивают свободный сбыт продукции за пределы республики. Такая практика реально обескровливает предприятия, уменьшает налоговые поступления и ведет к падению уровня жизни.
       Нам говорят о газификации и дорожном строительстве. Безусловно, вещи очень положительные. За время советских пятилеток в Башкирию было закачано столько средств, что не только Уфа стала миллионным промышленным центром, но и районы, где кроме кочевого скотоводства больше ничего не было, получили возможность приобщиться к благам цивилизации. Так что газ и асфальт - это не божья или чья-то персональная благодать. Это показатель того, что общество имеет достаточный уровень экономического развития. Настораживает другое - ежегодно нам говорят, что вводятся новые нитки газопроводов, а потребление газа на селе падает. Если в 1994 г. оно было около 330 млн. куб.м., то сегодня гораздо ниже. Причина - никто бесплатно давать газ не будет, а возможностей платить за него у предприятий агропромышленного комплекса и многих сельчан все меньше.
       И еще один аспект. На селе хватает рабочих рук. Но когда есть необходимость найти бригаду строителей для того, чтобы ускорить строительство дороги или газопровода, то местных привлекают исключительно в редких случаях. Вы спросите почему? А кому нужны лишние вопросы о том, как и сколько потрачено денег при строительстве?
       Так и создается линия раздела между теми, кто производит и теми, кто руководит и распределяет. Вот для того, чтобы народ безропотно повиновался и верил в вождей и новоявленных хозяев жизни и используется активно идеология суверенитета.
       Сделаем выводы: ничего принципиально нового суверенитет и современная республиканская власть не сделали для развития агропромышленного комплекса. По многим показателям его потенциал отброшен на 30 - 40 лет назад. В том числе и в отношении материально-технического обеспечения. Сегодня даже вернулись к давно забытым МТС. Возможностей и желания поддерживать убыточные колхозы и совхозы у республиканских властей с каждым годом все меньше. Каковы будут размеры катастрофы, когда они окончательно обанкротятся, мы можем только представить.
       Власть хочет оставить неизменной экономическую основу по сути тоталитарной системы управления и господства. Отгородится от всех и развлекать нас сказками о своей гениальности. Ведь чем больше замкнутость, тем более управляемо население и чем больше допущено промахов, тем большую безальтернативность существующей системе необходимо представить для сохранения господства.
       Так что на будущее нам остается надеяться, что в наших магазинах и на рынках привозного продовольствия будет достаточно для того, чтобы опять не перейти на распределение по карточкам. И конечно, хочется пожелать больших урожаев труженикам личных подсобных хозяйств и садово-огородных "фазенд". Благодаря тому, что нам все еще хочется кушать, и мы готовы ради этого пахать весь сезон, нам видимо не грозит возвращение в голодные сороковые.
       Так что сказка о том, как один мужик генералов кормил больше подходит для понимания современной ситуации в агропромышленном комплексе Башкирии, чем все мифы "суверенного Башкортостана" вместе взятые.


А.Каргинский

Используются технологии uCoz