ТЕАТР АБСУРДА



       Этот спектакль под названием "суверенитет" - самый долгий в истории театрального искусства. Уже десять лет он разыгрывается на подмостках республики. Некая самозванная труппа, захватив сцену, играет и играет одну и ту же картинку. Зрители устали, они свистят и топают ногами. Но актеры, словно глухари на токовище, их не слышат. Они поют и декламируют для себя. Они не понимают, что их давно просят выйти вон.
       Театр абсурда. Именно так можно назвать происходящее в Башкирии, да, впрочем, и во всей стране. Иначе почему стало возможным, чтобы на отдельно взятой территории вдруг ни с того ни с сего взяли и объявили суверенное государство? Как в плохом театре, по ходу пьесы стали ее подправлять по своему разумению?
       Сколько бы нам не талдычили о том, что многонациональный народ Башкортостана в едином порыве выбрал для себя суверенитет, мы этому никогда не поверим. Потому что мы помним как это происходило.
       В республике проходил референдум об экономической самостоятельности. Эту идею поддержали. И власти тут же истолковали результаты референдума как желание быть политически суверенными. И вот уже тогдашний Верховный Совет принимает Декларацию о государственном суверенитете. Зритель (народ) эту байку проглотил, хлопая глазами, а добрый дядя из Москвы, которому не было дела ни до суверенитетов, и вообще ни до чего, кроме собственного избрания на следующий срок, посоветовал есть эту штуку столько, сколько влезет.
       Влезло много. Пьесу тут же, не отходя от кассы, начали переписывать заново. Появился "многонациональный народ Башкортостана", суверенно отдельный от российского народа, появились законы о гражданстве, языках. Вдруг выявилось, что это по конституции башкирский народ использовал право на самоопределение. Один известный поэт даже назвал его коренным, а остальные, значит, пристяжные.
       Ясно, что новое образование требует создания легенд и мифов. И они незамедлительно появились: об изумительных экономических достижениях, необыкновенном расцвете народов, населяющих благословенный уголок, о небывалых достижениях в балете и т.д.
       Господа актеры до того доигрались, что когда новый режиссер посмотрел на их игру, то сразу и сказал, мол, так не годится, давайте играть по правилам, и даже взял и отменил все ремарки, которые навставляли в пьесу.
       Только актеры не понимают. Они ведь играют уже только для себя. А на зрителей и режиссера им наплевать.
       В таких случаях принято закрывать занавес и тушить свет. Надеемся, что так и будет. Ведь даже в театре абсурд невыносим, а уж в жизни тем более.


Сергей Кузнецов.

Используются технологии uCoz