УГРОЗА РОССИИ



       Согласно Конституции РБ Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики (статья 1).
       Вместе с тем Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение (статья 69).
      Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан <...> владеющий башкирским и русским языками (статья 92).
      Приведенные положения Конституции Республики Башкортостан позволяют убедиться, что принцип национальной (в этническом смысле) государственности находит свое отражение в праве башкирской нации на государственное самоопределение. Это право, констатирует Конституция республики, принадлежит к коллективным правам башкирской нации (этноса). Данное положение есть конституционно-правовая форма реализации указанного принципа.
      Провозглашение суверенности Республики Башкортостан противоречит конституционному принципу суверенитета Российской Федерации и выражает волю политического руководства Республики Башкортостан, включающего представителей как башкирской, так и других национальностей.
      Известно, что выборы в республике, в частности выборы Президента РБ в 1998 году, прошли с грубыми и систематическими нарушениями избирательных прав граждан, что дало законные основания поставить под сомнение их результаты. Несмотря на это судебная власть республики и Российской Федерации не усмотрела оснований для его отмены. Фактическая поддержка, оказанная судебной властью при Б. Ельцине политическому режиму, возглавляемому М.Рахимовым, есть форма укрепления воплощаемого данным политическим режимом принципа национального суверенитета. Аналогично политическую поддержку этому режиму оказывали органы прокуратуры, не реагируя на нарушения властями республики федеральной Конституции и законодательства.
      Воплощением принципа национальной государственности является тот факт, что в высших органах государственной власти (Администрации Президента РБ, Государственном Собрании и Кабинете Министров) башкиры составляют большую часть (40 - 55 %), тогда как среди населения республики башкир 22%, русских -39, татар-28 процентов.
      Тем же самым является положение республиканского закона "О языках народов Республики Башкортостан" (апрель 1999 г.), обязывающее лиц, претендующих на занятие ряда должностей в органах государственной власти и управления, владеть государственным башкирским языком. Эта законодательная мера носит политический характер, так как она создает неравенство возможностей для доступа к государственной службе и управлению лиц, не владеющих башкирским языком. Против принятия закона "О языках народов РБ" выступили татарские общественные организации, настаивавшие на придании татарскому языку официального статуса, равного статусу башкирского и русского языков. Против придания башкирскому языку статуса государственного выступало общественное объединение "Русь".
      Однако было бы неверно считать, что эта политика является прямым следствием идеологии национальной государственности. Последняя является орудием в руках политического руководства Башкирии, используемым в целях укрепления и защиты государственного суверенитета республики, сохранения своих "суверенных" прав. Политика руководства республики исходит из принципа, что РБ является суверенным государством в составе "обновленной Российской Федерации", суверенитет республики, верховенство ее Конституции и законов распростаняется на всю территорию Башкирии.
      Отказ органов власти республики от приведения Конституции и законов Башкирии в соответствие с федеральной Конституцией и законами означает, что политическое руководство Башкирии не отказалось от принципа государственного суверенитета республики. Дальнейшее развитие этой правовой и политической коллизии зависит от политической воли федеральных органов власти, обязанных обеспечить строгое соблюдение Конституции и законов РФ на всей ее территории, включая Башкирию. Чтобы воспрепятствовать этому, руководство республики готовит серию политических демаршей с целью оказания давления на позицию федеральной власти. Им поставлена задача: втянуть федеральные органы власти в длительные переговоры, уводящие от достижения главной цели - обеспечения соответствия Конституции и законодательства республики Конституции РФ и федеральным законам, которая в случае возобладания этого подхода откладывается на неопределенный период и превращается из главной во вторичную цель, зависящую от хода переговоров по согласованию отдельных законодательных положений. Причем каждое решение этих частных вопросов будет трактоваться властями Башкирии в свою пользу как подтверждение принципа государственного суверенитета республики и использоваться официальной пропагандой как инструмент идеологической борьбы за суверенитет.
      В этой связи единственной обоснованной с правовой и политической точек зрения является позиция федерального центра, основанная на незамедлительном и безусловном исполнении властями Башкирии мер, следующих из Определения Констиуционного Суда РФ от 27 июня 2000 г., предусматривающих отмену всех нормативных правовых актов органов государственной власти Башкирии, основанных на положениях Конституции РБ, признанных Конституционным Судом РФ не действующими, не подлежащими применению как не соотвтетсвующие Конституции РФ.


Анатолий СЕМЕНОВ.

Используются технологии uCoz