АЛЕКСАНДР АРИНИН:

Как выйти из суверенного тупика

Итоги десяти лет "суверенного" развития Башкирии комментирует известный российский политик директор Института федерализма и гражданского общества Александр АРИНИН.



       Призвание всякой государственной власти заключается, во-первых, в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, а во-вторых, в обеспечении условий для достойной жизни каждого. Именно с этих принципиальных позиций мы и должны оценивать результаты десяти последних лет, когда у власти в Башкирии находились проводники политики так называемого суверенитета.
       Поэтому я не буду сегодня говорить о юридической несостоятельности суверенитета, в этом вопросе все точки над "i" поставил Конституционный Суд Российской Федерации, о чем в одном из последних номеров подробно рассказала газета "Отечество". Я не буду говорить и о политической несостоятельности суверенитета, ведь за последние годы наша газета опубликовала на эту тему десятки убедительных материалов.
       Много раз мы говорили и о масштабных нарушениях конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, свободу слова и массовой информации, свободу волеизъявления на выборах, об ущемлениях прав граждан на получение, передачу и распространение информации, на проведение публичных мероприятий, на участие граждан в управлении делами государства, на равный доступ к государственной службе… Вопиющим беззаконием суверенных властей стало ограничение прав граждан на свободу передвижения. За три последних года десятки тысяч молодых людей не получили российские паспорта, что ограничило их свободу передвижения. Об этом мы не только говорили, против такого беззакония мы постоянно боролись и продолжаем бороться.
       Но в этой статье я хотел бы сделать акцент на социальных итогах десяти лет суверенитета. Для властей - это один из излюбленных предметов лживых спекуляций, призванных доказать "достижения" суверенитета. Но нам лучше опираться не на победные реляции, чего они стоят - показала хотя бы недавняя истории с приписками в жилищном строительстве Уфы, а на объективные статистические данные.
       А эти данные удручающие. Хотя, казалось бы, имея огромный промышленный и сельскохозяйственный потенциал, республика могла обеспечить в новых условиях хозяйствования эффективное развитие экономки для подъема благосостояния людей. Более того, все 90-е годы Башкирия находилась в привилегированном положении, в 1992 - 1993 годах вообще не перечисляя налоги в федеральный бюджет, а затем перечисляя всего 22 - 27 процентов собираемых налогов, в то время как другие регионы перечисляли 40 - 55 процентов. Но даже в этих, более чем льготных условиях власти республики не смогли обеспечить благоприятные условия для развития здравоохранения, образования, культуры, для подъема благосостояния людей.
       В 1999 году, например, в Башкирии удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил 28,4 %, по отношению к общей численности живущих в республике, а в среднем по Российской Федерации доля этой категории была 23,8 %.
       Башкирия далеко отстает от среднероссийских показателей и от показателей других - не "суверенных" регионов - по уровню денежных доходов на душу населения. Например, в июне 2000 года денежный доход на душу населения в Башкирии составил 1 677 рублей, что в 1,3 раза меньше, чем в целом по России.
       Мы находимся в числе "лидеров" по уровню безработицы. Так, в июне 2000 года безработных в Башкирии было в два раза больше, чем в Нижегородской и Саратовской областях, в 2,2 раза больше, чем в Пермской области, в 2,5 раза больше, чем в Новосибирской области. Те же, кто имеет работу, порой годами (особенно в сельской местности) не получает и без того невеликую заработную плату. Просроченная задолженность по заработной плате из бюджета Башкирии на 1 августа 2000 года была в 5,4 выше, чем задолженность нашим работникам федерального бюджета.
       У нас гораздо ниже, чем в среднем по России, обеспеченность жильем. Число семей, состоящих на учете на получение жилья, в конце 90-х годов составляло в Башкирии 222 тысячи, что в 1,4 раза больше, чем в Челябинской области, почти в 2 раза больше, чем в Пермской области, в 2,3 раза больше, чем в Новосибирской области.
       У нас выше, чем в среднем по стране, заболеваемость, в том числе по онкологическим заболеваниям, зато по количеству врачей на 10 000 человек населения мы находимся на 49 месте в России. Все 10 лет суверенитета в республике постоянно растет смертность, падает рождаемость. Не обеспечивается безопасность граждан, из года в год растет уровень преступности.
       Мы занимаем пятидесятое место в стране по количеству студентов на 10 000 населения. Снижается качество образования. Тем самым отставание увеличивается, потому что в сегодняшних динамично меняющихся условиях, когда весь мир входит в информационную стадию развития, именно образование становится одним из главных факторов экономического и социального прогресса. Ситуация усугубляется и тем, что из-за отсутствия благоприятных условий для самовыражения людей, национализма в общественной и политической жизни квалифицированные специалисты уезжают из республики. Это значит, что трудности будут возрастать, потому что не чиновники создают общественное благосостояние, а ответственные, энергичные, подготовленные, трудолюбивые граждане. Но такие, как видно, суверенитету не нужны.
       Если посмотреть на динамику бюджетных доходов и расходов, то мы увидим, что из года в год снижаются доходы от налога на прибыль, что отражает плачевное состояние наших предприятий. Одновременно снижаются расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение.
       Единственное, на что сполна хватает бюджетных денег - это на содержание органов государственной власти и управления. Все 10 лет суверенитета власти расходы по этим статьям стабильно растут. Именно в закреплении этих чиновничьих преимуществ перед гражданами и заключается подлинный смысл суверенитета.
       Таким образом, обнищание людей, рост преступности, падение уровня здравоохранения, образования и культуры, отсутствие возможностей для самовыражения людей, дабы своим трудом достойно зарабатывать на жизнь, подавление свободной, творческой активности человека и трудовых коллективов, нарастание социальной несправедливости, закрепощение созидательного потенциала общества, беззаконие и безнравственность власти - вот не дутые, а реальные результаты суверенитета.
       Сегодня необходимо признать социально-экономический, политический, правовой и нравственный крах суверенной модели развития.
       Есть ли альтернатива этому курсу? Есть. Она заключается в проведении новой политики, целью и центром которой является человек, его права и свободы. Государство должно служить каждому гражданину, отстаивать интересы общества, не подменяя их чиновничьими интересами суверенитета.
       Приоритет прав и свобод человека, если он реализуется на деле, означает, что государство придает первостепенное значение семье, являющейся опорой человека, здоровью - основе достойной жизни каждого, образованию - залогу свободы и благополучия личности, культуре - важному условию гармоничного развития человека и общества, среде обитания - экологически чистой природе, фундаменту здоровой жизни. Другими словами, основной ценностью новой политики должен стать "человеческий капитал" - здоровье, знания, профессионализм, интеллект, культура.
       Новая политика заключается также в признании важности строительства социального государства, которое создает благоприятные условия для всестороннего развития человека, помогает сильным и защищает слабых. Эта политика выступает за равенство социальных и правовых возможностей для каждого гражданина, независимо от национальности, социального происхождения, вероисповедания, языка и культуры.
       С чего начать? Прежде всего, с права. Речь идет о восстановлении действия в Башкирии Конституции России и федеральных законов. Необходимо провести ревизию республиканского законодательства с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством и с международными обязательствами Российской Федерации, потому что только на конституционной правовой основе можно защитить права и свободы человека, решить те проблемы, которые стоят сегодня перед нашей республикой.
       Далее, я предлагаю осуществить комплекс социально-экономических мер, направленных на повышение благосостояния общества, подъем эффективности производства. Они включают в себя модернизацию производства, демонополизацию экономических ресурсов, создание инфраструктуры открытой рыночной экономики; эффективную поддержку малого и среднего бизнеса; привлечение инвестиций в экономику республики; реформирование сельскохозяйственной отрасли, поддержку высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих подготовку кадров и научные разработки в наиболее перспективных направлениях.
       Важную роль в этих преобразованиях играет государство, которое должно быть не рэкетиром и администратором, а защитником экономической свободы, с одной стороны, а с другой - проводником социальной политики. Суть государственного регулирования в экономике республики должна состоять не в командовании, не в поддержке "семейного" бизнеса - избранных предприятий и участников рынка, а в защите частных инициатив и всех форм собственности, обеспечении равенства условий конкуренции, освобождении хозяйствующих субъектов от административного гнета, снижении налогового бремени.
       В свою очередь социальная политика государства должна обеспечить экономическую и политическую активность граждан, занятость населения, защиту от бедности и нищеты, адресность социальной защиты, социальное равноправие в обществе.
       Данные преобразования должны дополняться комплексом политических и административных реформ, направленных на обеспечение открытости и ответственности власти, укрепление гражданского согласия в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе.
       Эти преобразования обеспечат в Башкирии защищенность прав и свобод человека, реализацию социальных гарантий, демократические стандарты развития, качественно новые принципы хозяйствования, а самое главное - они будут способствовать улучшению жизни большинства людей, их гармоничному развитию. То есть нужно решать те задачи, выполнить которые суверенная власть оказалась неспособна.
       Такая новая политика ставит во главу угла собственные силы граждан, внушает людям чувство собственного достоинства, гордости и веры в себя, создаст условия для укрепления гражданского общества. Такая политика вовлекает людей не в суверенно-чиновничье незаконное и несправедливое обогащение, а в общее дело по подъему благосостояния всех. Благодаря этому процессу человек в Башкирии освободится от суверенных оков политического режима, подавляющего его права и свободы. Благодаря новой политике в республике окрепнет гражданская солидарность, снимется социальная, политическая и национальная напряженность, установятся партнерские отношения власти и общества. Вот путь, по которому мы должны идти.

Используются технологии uCoz