ИСПЫТАНИЕ НА ПОРОЧНОСТЬ

Толкачев, Адигамов и Бугера сдают экзамен


       Поджавшие хвост после законопроектов президента России об укреплении властной вертикали суверенитетчики постепенно приходят в себя и начинают показывать зубы. Правда, те, кто шел в авангарде этой сомнительной затеи в начале 90-х, нынче сидят в кустах и помалкивают, целиком и полностью полагаясь на расторопность своих подручных.
       Прежде, бывало, на роль местного спасителя претендовал исключительно Муртаза Рахимов. Он неустанно разжевывал дорогим соотечественникам перипетии башкортостанско-российских отношений. Кажется, нынче местный президент бросил это неблагодарное занятие. Путинские инициативы - тот самый случай, когда не стоит дразнить гусей из федерального центра. Известно, что Муртаза Рахимов на язык неловок, и может запросто ляпнуть "не то". Это было бы крайне нежелательно в и без того тревожный час. Недавно башкирский президент уже успел припугнуть депутатов Госдумы, что если те не пошевелятся с улучшением путинских законов, то он вместе с честной компанией по Совету Федерации может обидеться на них и подать в отставку (Вот напугал).
       Естественно, оставлять президента в таком подвешенном состоянии один на один с проблемами республиканско-федерального масштаба нельзя. Ему незачем лишний раз светиться и подставлять себя под удар. Как следствие, в одно время Муртаза Рахимов совсем исчез с голубых экранов и газетных полос.
       Выручать крестного отца суверенитета, подменив его в роли гуру, кинулись Константин Толкачев и Ильдус Адигамов. Первый прославился участием в запрете вещания авторских программ Сергея Доренко и Николая Сванидзе на территории республики. Другой фигурировал в скандале с сорвавшимся визитом Григория Явлинского в Уфу накануне парламентских выборов.
       Нынешняя ситуация со стороны выглядит очень забавно. По всякому больному для башкирской государственности вопросу шустрые придворные корреспонденты бегают теперь не к Рахимову, а к Константину Толкачеву. Его засыпают вопросами о предстоящем голосовании в Совете Федерации, просят оценить президентское послание на весенней сессии Госсобрания и вразумить на предмет Определения Конституционного Суда Российской Федерации по шести суверенным республикам.
       Важно надувая щеки, Толкачев квалифицированно вешает лапшу на уши. Про некомпетентный Конституционный Суд, который келейно принял политическое решение о запрете суверенитетов по всей России. Председатель курултая обескуражен этой вероломной ревизией башкортостанско-российских отношений. Ведь, по Толкачеву и суверенной компании, они оговорены в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между РФ и РБ, подписанном в 1994г., и не подлежат пересмотру А то, что положения о суверенитете противоречат Основному Закону России, его ничуть не смущает. Спикер башкирских парламентариев, знай, бубнит свое: наш Договор - мостик к российской Конституции, которая не принята в РБ. Вот только на кой черт нам сдался мостик, который ущемляет наши гражданские и политические права? Не проще ли сжечь его и жить по российской Конституции?
       Другое любимое блюдо для государственного ума Константина Толкачева, которым потчевали его местные корреспонденты, - голосование по путинским законопроектам в Совете Федерации. Толкачев назвал их несвоевременными. Конечно, председатель Госсобрания только-только сменил в кресле парламентария верхней палаты Михаила Зайцева, не успел обжиться на новом месте, а его уже просят съехать из первопрестольной. Говорят, дуй домой - у вас в регионе дел по горло. Кому понравится? Да и дел-то в Башкирии всего на копейку - очередное президентское послание депутатам Госсобрания похвалить.
       Кстати, соловьиные песни, посвященные великому и мудрому президенту, Толкачев петь умеет и знает, где ударение поставить и паузу выдержать.
       Защищая идеи суверенитета, он вдохновенно поведал нам об уникальном местном опыте, который используется в России. Помилуйте, да есть ли у РБ вообще какой-нибудь собственный политический и экономический опыт?
       Пережитки административно-командной системы в республике сохранились, и они безусловно приносят кое-какие плоды. Налоги из предприятий вытрясти, выполнить план по призыву в армию. Что касается ресурсов, то они, по мнению многих экспертов, создавались на протяжении многих лет всей страной. Взять хотя бы расходы на строительство дорог и газификацию. Задел под успешное развитие этих отраслей создавался еще при Советской власти и непосредственном и заинтересованном участии в этом союзного центра. А суверенные руководители пришли на готовенькое, освоили средства и приписали все заслуги себе. Или, может быть, прикажете гордиться тем, что перерабатывающие предприятия Башкирии производят продукцию, которая по себестоимости превышает привозную?
       Конечно, опыт у нас кое-какой имеется. Но он больше касается того, как тащить, что плохо лежит. Иногда, когда масштабы махинаций скрывать больше невозможно, тайное становится явным. Совсем недавно Рафаэль Байдавлетов распекал своих подчиненных за строительство липового жилья под предлогом выполнения президентской программы по сносу ветхих построек.
       Не секрет, суверенитет - это Клондайк для кучки озверевших местных олигархов, у которых в арсенале сотни разных способов по выколачиванию денег из населения. Люди в республике живут в черном теле даже по сравнению со среднестатистическими жителями России, и терпят все это только потому, что не знают истинного положения. Просто неоткуда получать информацию - митинги проводить не дают, оппозиционные газеты преследуют, а официальные СМИ полностью подконтрольны президенту.
       Толкачев всеми силами доказывает, что республика против сепаратизма и приводит для этого всякие примеры. Мол, даже законы у нас от российских отличаются только редакционно. И идея вроде бы благородна - не допустить конфликта между центром и регионами.
       А на деле выходит, что Толкачев помогает Рахимову выкрутиться из сложнейшей политической ситуации.
       Конечно, Башкирия и ее народ против сепаратизма. И мы не хотим конфронтации с центром. Но мотивы этого нежелания не имеют ничего общего с интересами Рахимова, который лишь использует эти настроения для достижения своих целей. Изменить положение в республике можно только устранив конституционным путем от власти сегодняшних хозяев жизни, которые в принципе не могут понять и принять потребностей современного общества, враждебно настроены к перспективам развития России и заинтересованы в ее максимальном ослаблении.
       В один голос с Толкачевым рахимовское послание нахваливал другой суверенный деятель, член президентского двора, депутат Госдумы Михаил Бугера. Анализируя этот документ, он отметил его стратегическую направленность. В самом деле, откровенно нелепое название послания "Время решительных действий" звучит многообещающе. Десять лет куролесили, суверенитетили, а сейчас вдруг пришла пора действовать решительно. С чего бы это? Однако уже первые строки, прочитанные президентом по бумажке, развеяли опасения.
       Послание готовилось вовсе не стратегами, как уверял Бугера, а бестолковенькими, серенькими спецами, способными лепить в документ общие слова, не поясняя, как превратить их в дела. И слава Богу, что в команде Рахимова нет настоящих асов и профи. Реализуй они хоть одно послание, возможно, нам бы Чечня сейчас раем казалась.
       По мнению Бугеры, Рахимов исчерпывающе ответил на все вопросы, которые ставил в послании депутатам Федерального Собрания Владимир Путин. Этот документ рассчитан на долгосрочную перспективу, считает Бугера. Ой-ли! В чем серьезность намерений башкирского президента? Уж не в том ли, что Рахимов призвал депутатов опираться на собственные силы и резервы и мобилизовывать общественность? Так ведь и коммунисты красным флагом размахивали и всех в светлое будущее звали. А может быть, Бугеру смутили в президентском послании незнакомые прежде слова - Великая Россия? Ну, перестраховался мужик, чтобы не дразнить лишний раз Кремль, бывает.
       В отличие от Толкачева, который отдувается за всю президентскую компанию, и депутатов Госдумы вроде Бугеры, которые изредка гостят в Уфе и воспевают суверенитет по субботникам, Ильдус Адигамов - запасной игрок в команде Рахимова. Его держат на тот случай, если потребуется жесткий торг с федеральным центром. Два месяца назад Адигамов отметился заявлением о том, что Башкирии нечего приводить в соответствие с федеральным законодательством. Нехай Генпрокуратура с бандитами разбирается.
       После этого Адигамова перевели из президентских госсекретарей в председатели башкирского конституционного суда. Его так горячо поздравляли с новым назначением. Правда, непонятно, с чем конкретно. С продвижением по служебной лестнице или собачьей работой? Впрочем, даже если это так, Адигамов готов с ней справится. При вступлении в должность он несколько раз пылко и убежденно поклялся выполнять башкирскую конституцию, между прочим, ни разу не упомянув о российской.
       Есть и другой аргумент в пользу того, что Ильдус Адигамов будет придерживаться жесткости в решении вопросов. Бывший Госсекретарь один из немногих республиканских деятелей, который в каждом выступлении трубит о намерениях Кремля превратить Россию в унитарное государство. И можно не сомневаться, если Рахимов даст ему мандат, он, как миленький, полезет на федеральную амбразуру.
       Ну, правильно, каждый выгораживает суверенитет, как может. Толкачев мудреную дипломатию разводит, Бугера слепо восхищается посланием башкирского президента, а Адигамов шпарит прямо по Гусинскому и Березовскому и стращает "единой и неделимой". Уж кому-что ближе.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz